Зарождение индустрии утилизации автомобилей в нашей стране – процесс неминуемый

Около 2 миллионов авто скоро окажется за чертой 20-летней эксплуатации, но программы по утилизации все еще нет.
«На сегодняшний день в республике около 3,5 миллиона автомобилей, из них уже в ближайшее время около 2 миллионов окажется за чертой 20-летней эксплуатации. А еще 400 тысяч автомобилей уже сейчас требуют утилизации, так как это уже не транспорт, который может отвезти вас из точки А в точку Б, а лишь стальной хлам, ржавеющий в гаражах и во дворах», – сообщил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. Об этом говорили и в рамках 1-го казахстанского автомобильного форума, прошедшего в конце июня этого года. Тогда, кстати, была представлена концепция развития данной отрасли, которую для дальнейшего изучения и внедрения направили в Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК и Министерство индустрии и новых технологий РК. О том, как на сегодня обстоят дела с внедрением концепции по утилизации транспорта в республике, корреспондент «ЛИТЕР-Недели» попытался узнать у всех, кто причастен к этому процессу. 

Тема создания принципиально новой для нашей страны отрасли по утилизации пришедших в негодность автомобилей довольно популярна. О необходимости создания цивилизованного способа избавления от хлама на колесах говорят регулярно и на самых разных уровнях. Вот и на недавнем первом в Казахстане автомобильном форуме участники встречи не обошли стороной эту проблему. 

Говоря о перспективах развития отечественного бизнеса, специалисты плавно перешли к вопросам утилизации стального мусора. Собственно, именно на этой встрече случилось то, что позволяет надеяться, что разговоры о казахстанских заводах по утилизации транспортных средств – все-таки вполне реальная перспектива. Здесь впервые была представлена концепция развития этой отрасли с конкретными сроками исполнения и суммой затрат. Итак, это пять лет и порядка 78 миллиардов тенге. И это, по словам специалистов, будут вполне оправданные затраты.

– Речь идет не только о строительстве завода, мы говорим о создании целой отрасли со всей необходимой инфраструктурой в республиканском масштабе, – пояснил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. – Шредерные заводы, логистика, переработка, финансовые механизмы, стимулирование граждан избавляться от шрота. Оправданы данные затраты тем, что это будет способствовать обновлению автопарка страны, повышению безопасности на дорогах и улучшению экологии. 

Заинтересованная сторона

Около 8 процентов автомобилей в мире ежегодно снимаются с регистрации. Большинство из них завершают свой путь на утилизационном заводе. В Казахстане, как и в других постсоветских странах, у автомобилей жизненный цикл не носит завершенной формы. Пришедший в негодность транспорт в лучшем случае, для хозяина, конечно, попадает на авторазборы. Там его разбирают, все, что более-менее функционирует, выставляют на продажу, остальное выбрасывают. Это бизнес, и тут «расчленителям» автомобилей как-то не до забот об окружающей среде, в которую вместе с остатками от транспорта попадают и ядовитые вещества. С этим, безусловно, можно бороться, уличать загрязнителей, наказывать. Но вряд ли это поможет. Единственно верное средство против массового распространения автохлама по стране – создание условий для «цивилизованного» захоронения авто, уверены эксперты. Однако только лишь создание инфраструктуры по утилизации, состоящей из пунктов сбора, демонтажа, шредирования и повторного использования материалов, недостаточно, уверены специалисты Министерства окружающей среды и водных ресурсов. 

– Также необходимым условием является наличие достаточной мотивации для владельцев транспортных средств к утилизации старых и неэкономичных автомобилей, – отметил вице-министр Министерства окружающей среды и водных ресурсов Т. Ахсамбиев. 

– Без внедрения стимулов к утилизации автомобилей предполагаемая инфраструктура не будет обеспечена в достаточном количестве сырьем. Недостижение проектной мощности негативно повлияет на рентабельность предприятий, вовлеченных в технологическую цепочку утилизации, что в конечном итоге приведет к срыву реализации утилизации. 

К слову, в уже принятой программе модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014–2050 годы предусмотрены вопросы, связанные с утилизацией старых автомобилей. Это введение нормы расширенной ответственности производителя, направленной на развитие сектора переработки отходов, в том числе автомобильной промышленности, которая сейчас активно развивается в Казахстане. Эта ответственность будет заключаться в так называемом «планировании устаревания товаров». 

– Данная практика широко распространена в западных странах и позволяет производителям самостоятельно регулировать процесс производства при выходе из эксплуатации автотранспортных средств, – пояснил Ахсамбиев.

– Таким образом, автопроизводитель предусматривает плановое устаревание транспорта, выпущенного к продаже, до момента его полной замены. 

В ведомстве отмечают, что внедрение расширенной ответственности производителя позволит покрывать часть расходов на сбор, утилизацию и переработку отходов автомобильной промышленности, в частности автотранспортных средств и изношенных автомобильных шин, за счет производителя. 

Один большой автопогост

В Министерстве индустрии и новых технологий РК (МИНТ РК) главными причинами отсутствия в стране системы утилизации старых автомобилей называют отсутствие инфраструктуры и заинтересованности у автовладельцев сдавать отслужившие автомобили, а также нормативно-правовой базы, стимулирующей и организующей работу системы по сбору и переработке отслужившего транспорта и автомобильных компонентов.

– Реализовать систему утилизации автомобильной техники в Казахстане можно лишь при условии создания благоприятных нормативно-правовых, экономических и социально-политических механизмов, которые должны учитывать интересы и обязанности как экспортеров и потребителей, так и переработчиков выведенных из эксплуатации автомобилей, – отметили в Министерстве индустрии и новых технологий РК. 

По данным МИНТ, в 2010 году весь парк колесных транспортных средств республики составлял порядка 3,4 миллиона единиц. За тот же год было списано, выбраковано порядка 32 тысяч единиц. 

«На повторный технический осмотр не было предоставлено около 500 тысяч транспортных средств. 

Можно предположить, что определенная часть этой техники также будет списана. Таким образом, ежегодно порядка 11 процентов от общего автопарка Казахстана выбраковывается. Учитывая положительную тенденцию ежегодного роста автомобильного парка, можно с уверенностью сказать и о ежегодном увеличении числа транспорта, подлежащего утилизации, что свидетельствует о необходимости в заводах по утилизации», – говорят в ведомстве. 

О том, что автопарк РК чрезвычайно изношен, говорят и другие данные. Как отмечают в МИНТ, на казахстанских дорогах превалирует число автомобилей старше 10 лет – их порядка 79 процентов. Доля автомобилей со сроком эксплуатации более 3 лет, но не более 7 лет равна всего 10 процентам. А автомобилей от 7 до 10 лет – 7 процентам. 

Если сравнивать с Европой, то там средний возраст автомобиля составляет всего 8 лет (в Казахстане – 20 лет!). Машины старше 10 лет – это менее 35 процентов. В Европе утилизация таких автомобилей составляет 6 процентам в год.

Изобретать велосипед не будут

О том, что в Казахстане создание заводов по утилизации – задача важная, вряд ли кто не согласится. Вопрос в другом. Поможет ли только внедрение расширенной ответственности производителей с так называемым планированием старения продукта, о чем так часто мы слышим, очистить казахстанские дороги, а также дворы и гаражи от автохлама? Вот тут впору обратить внимание на те же страны Европы, где в начале развития отрасли, чтобы как можно эффективнее вовлечь граждан в очистку страны от мусора на колесах, автовладельцев, сдававших свои автомобили на переработку, всячески поощряли деньгами или же существенной скидкой на новый транспорт. К слову, практика такого рода стимулирования и сейчас существует во многих развитых странах. 

Как нам пояснили в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), изобретать велосипед казахстанские эксперты, работающие в деле реализации и продвижения создания отрасли утилизации автомобилей, не собираются. «Нет никакой необходимости придумывать что-то новое. 

Есть опыт стран, где за сдачу старого автомобиля владельцам платят определенную сумму. Мы, к примеру, наблюдаем за Россией», – подчеркнул глава АКАБ Андрей Лаврентьев. 

Однако эксперт уверен, даже основываясь на чужом опыте, Казахстану потребуется немало времени на создание отрасли с нуля.

– Создание этой отрасли – дело не одного месяца или даже года, – говорит Лаврентьев. 

– Здесь требуется комплексная подготовка, проработка целого ряда вопросов. Нам необходимо создать с нуля отрасль со всей инфраструктурой. Сначала разрабатываются концепция, четкий план с пошаговыми действиями, утверждаются механизмы действий, начиная от определения места постройки завода и заканчивая финансовыми вопросами программы. Это колоссальная работа, которая уже ведется без остановки. 

На сегодняшний день предположительно уже определены регионы с наибольшим скоплением автомобилей, где будут возводиться заводы по утилизации и переработке старых авто. Это Алматинская и Акмолинская области, а также южный регион. 

– Цель утилизации, которую мы планируем создать в стране, заключается в том, чтобы не просто собрать старые автомобили в одном месте, а именно переработать их, получить материал для повторного использования, – пояснил Лаврентьев. 

– Поэтому разрабатываются методы переработки всех составных частей автомобиля. 

А вот на вопрос, будут ли в будущем автомобили, колесящие по дорогам Казахстана, иметь определенный срок годности, эксперты категорически заявляют: «Если автомобиль не может пройти технический осмотр, он должен быть утилизирован».

– Возраст автомобиля – вопрос второй. Главное – техническое состояние транспортного средства и его соответствие строгим нормам безопасности, над которыми мы также работаем, – подытожил Андрей Лаврентьев. 

А как у них?

Во многих странах при сдаче автомобиля на утилизацию последнему владельцу выплачивается вознаграждение. Эта практика массово распространилась во время кризиса 2009 года. 

Итак. Германия. В этой стране производитель закладывает сумму на утилизацию (100 евро) в стоимость каждого автомобиля. Конечный потребитель может сдать подержанный автомобиль бесплатно, а взамен выдается сертификат об утилизации. Если сдавать автомобиль непосредственно в пункт переработки, выплачивается премия в 100–150 евро. В стране работает 15000 пунктов приема старых авто, 1200 предприятий по разборке и 47 шредерных заводов. Система перерабатывает 74000 автомобилей ежегодно. 

Китай. В 2009 году в Китае начала действовать программа «Старый автомобиль на новый», а в 2010-м – «Наличные за автохлам». Только в 2010 году китайское правительство выдало 6,41 млрд юаней (1 млрд. долларов. – Ред.) субсидий покупателям новых автомашин. 

Нидерланды. Средний коэффициент рециклирования в этой стране достигает 90 процентов. 

Работают 300 пунктов приема и предприятий по разборке, создано 12 шредерных заводов. 

Утилизационный сбор составляет 45 евро и платится при постановке авто на учет. При этом, сдавая автомобиль в утиль, владелец ничего не платит – размер сбора покрывает автопроизводитель или дилер. Налог взимается при продаже нового автомобиля. При снятии авто с регистрации необходимо представить сертификат об утилизации или об экспорте. В противном случае владелец автомобиля продолжает платить налог на автомобиль.

Франция. Во Франции предусмотрено 75 тысяч евро штрафа и даже, в определенных случаях, два года тюрьмы за брошенный на улице не пригодный к эксплуатации автомобиль. Каждый владелец такого авто обязан передать его на утилизацию в уполномоченный центр (таких в стране 1600). Такое же наказание предусмотрено и за утилизацию в неположенных местах и учреждениями, не имеющими на это право. Сеть специализированных центров по утилизации транспортных средств создают сами автопроизводители (из расчета семь центров на 1,5 млн населения).

Бельгия. В этой стране утилизационный сбор для автомобилей закладывается в так называемый «дорожный налог». Он рассчитывается в зависимости от объема и мощности двигателя автомобиля. 

Каждый год автовладелец платит дорожный налог по следующей формуле: 799 куб. см – 84 евро, 800–2499 куб. см – 148 евро и от 2500 куб. см – 208 евро.

США. Ежегодный оборот отрасли авторециклинга США – 20 млрд долларов. 

В стране работает 20 тыс. пунктов приема и предприятий по разборке б/у авто, а также 200 шредеров, перерабатывающих до 60 тыс. автомобилей. На американском рынке ежегодно утилизируется 95 процентов старых автомобилей. По этому показателю машины опережают газеты (утилизируется 74 процента), алюминиевые банки (51 процент), стеклянные бутылки (22 процента) и бытовую электронику.
Следите за новостями zakon.kz в: