Казахстан не поддержит авиационные санкции из-за инвесторов

РК будет исходить из своих национальных интересов, а ей вряд ли нужно ссориться с ЕС и США, даже несмотря на тесные отношения с Россией.
На фоне разгорающегося скандала о возможном запрете полетов европейским компаниям через территорию России изучаются альтернативные маршруты. Среди возможных вариантов рассматриваются воздушные пути из Европы в Азию над территорией Казахстана. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов в интервью LS сообщил о возможных последствиях авиационных санкций.

- По вашему мнению, если Россия введет запрет на полеты через свою территорию, то какими будут последствия для авиакомпаний? 

- Экономические последствия для нашей страны (Россия – LS) будут гораздо более серьёзными, чем для иностранных авиакомпаний. Ведь для них полёты в/через Россию составляют лишь небольшую часть в общем объеме авиаперевозок.

К тому же, европейским перевозчикам не составит особого труда спланировать свои маршруты минуя Россию. Даже сейчас значительный объем трансконтинентальных перевозок на маршруте Европа – Азия идет по так называемому «южному коридору»: через Балканы, Турцию, Иран и далее на восток. Причем там есть еще резервы, и туда могут быть направлены те рейсы, которые сейчас следуют через Россию.

Способность европейцев и американцев договариваться с другими странами, а также желание этих стран увеличить свои доходы, может привести к тому, что они с удовольствием согласятся пропускать через свое воздушное пространство транзитные самолеты, причем за не очень большую плату, то есть таким образом, расходы авиакомпаний не вырастут и они могут не понести значительных убытков от переноса маршрутов.

- Как это может отразится на России? Аналитики посчитали, что ежегодный доход от европейских авиакомпаний составлял порядка 300 млн евро.

- Проблема как раз и заключается в том, что практически любые ответные санкции в авиаиндустрии по России могут ударить гораздо больнее. Ведь и большинство самолетов, эксплуатируемых отечественными авиаперевозчиками либо европейского, либо американского производства, и обслуживаются они, в большинстве случаев за границей. То есть отказаться от этой техники мы не сможем, так как это фактически разрушит всю авиационную отрасль страны.

Запрет на перелеты через нашу страну лишит ее значительной суммы, взимаемой в виде пролетных платежей, а также прочих платежей и сборов, взимаемых с иностранных авиаперевозчиков.

Кроме того, ряд санкций Россия не может ввести против иностранных авиаперевозчиков, так как она подписала соответствующие документы, в частности, об обеспечении безопасности авиаперевозок. Она состоит в ICAO и IATA, и просто так отказать, к примеру, в аэронавигационном обслуживании, самолетам следующим транзитом через воздушное пространство нашей страны, она не может.

Если останавливать европейские чартеры, то тогда пострадают наши же граждане, которые не смогут долететь во множество европейских городов, потому что регулярных рейсов не так много. Да и Россия, в этом случае не досчитается значительной части иностранных туристов. Фактически остаются какие-то точечные санкции против конкретных компаний, к примеру, запрет на полеты в Россию, но не исключено, что это приведет лишь к дальнейшей эскалации санкций против наших авиаперевозчиков, что лишь еще больше подорвет их бизнес.

- Один из возможных вариантов – полеты через Казахстан. После того, как Россия попросила Казахстан проконтролировать реэкспорт продуктов питания, пользователей соцсетей высказывали мнение о том, что РФ может попросить Казахстан поддержать и авиационные санкции. Это возможно? 

- Маловероятно, что Казахстан поддержит эти санкции. Республика будет исходить из своих национальных интересов, а ей вряд ли нужно ссориться с ЕС и США, даже несмотря на тесные отношения с Россией.

К тому же, как я уже сказал выше, для полетов на Восток может использоваться южный коридор, так что даже если Казахстан присоединится к санкциям, это мало что изменит для большинства авиаперевозчиков. Казахстан лишь ухудшит свои отношения со многими странами, что вряд ли нужно республике, которая стремится привлечь как можно больше иностранных инвестиций.

Асель Маратова
Следите за новостями zakon.kz в: