Территорию за карагандинским «Вечным огнем» предложили назвать «Сквер карагандинцев-героев Советского Союза». И установить в сквере пять бюстов. Такую заявку прислали на днях акиму города из центра добровольной помощи «Память».
«Память» – общественное объединение, которое состоит из членов семей солдат, погибших в Великой Отечественной войне. Объединение известно тем, что его участники регулярно возлагают венки к городским мемориалам.
В своем письме общественники рассказали градоначальнику, как можно отметиться на 70-летие Победы. В честь юбилея активисты предлагают дать название скверу, расположенному за мемориалом боевой славы. Кроме того, они хотят, чтобы власти установили там пять бюстов.
В сквере уже располагаются мемориальные плиты 20 героям Советского Союза, призванным на фронт в Караганде. Общественники считают, что этого недостаточно. Они хотят, чтобы пятерым героям городские власти поставили памятники.
«Четверым из них эти звания были присвоены посмертно. А значит, они навсегда остались только карагандинцами. Это Нуркен Абдиров, Андрей Дударенко, Петр Теряев, Федор Ульянин», – говорится в заявке. – Пятый – это Федор Шиляев – старейший солдат Великой отечественной войны, участник Гражданской войны».
Возле бюстов активисты просят разместить таблички с биографиями героев и описаниями их подвигов.
Справка
Нуркен Абдиров
19 декабря 1942 года бесстрашный летчик вместе со стрелком-радистом Александром Комиссаровым совершили свой последний вылет. Участвуя в налете на хорошо укрепленный рубеж противника в районе станции Боковская-Пономаревка, Нуркен вывел из строя 6 танков, несколько дзотов, 2 точки зенитной артиллерии. Но его самолет загорелся. Спастись было невозможно. И тогда Нуркен Абдиров вместе с Александром Комиссаровым ринулся в свое последнее пике в скопление фашистских танков.
Андрей Дударенко
В январе 1945 года наши части стали выходить на Одер. Особенно ожесточенные бои были в районе местечка Оплельна. В этой сложной обстановке на самых опасных участках сражения можно было видеть заместителя бригадного командира Дударенко. Он сам поднимал бойцов, связывался с соседними подразделениями, координировал действия наступающих частей. 26 января майор Дударенко последний раз объезжал расположение бригады на лесной стороне реки. 27 января машина мчалась к переправе, но внезапно наскочила на фашистских разведчиков, которые хотели ее захватить. Майор Дударенко выбросился из машины в кювет и стал отстреливаться, а ординарца с документами отправил в тыл. Но силы были неравны, майор был смертельно ранен.
Петр Теряев
Геройский боевой подвиг совершил 15 февраля 1945 года во время воздушного боя в районе Кенигсберге, направив горящий самолет на скопление вражеской техники.
Федор Ульянин
26 июня 1944 года в Белоруссии батальон под командованием майора Федора Ульянина 422-го полка 170-й стрелковой дивизии форсировал реку, захватил у деревни Малая Пляскина высоту, способствуя продвижению войск и освобождению города Бобруйска. В бою Федор Ульянин был смертельно ранен.
Федор Шиляев
В ночь на 25 июня 1944 года при форсировании реки Западная Двина (недалеко от Витебска) старшине Шиляеву было приказано построить плот. Вот как рассказывал об этом Федор Федорович (красноармейская газета “Родина зовет”): “Меня вызвал командир подразделения и сказал: “Нужен плот. Даю на постройку 20 минут. Спустите плот на воду и переправьтесь со своими саперами на тот берег. Ясно?” Мне было все ясно. Я знал, что фашистам не надо давать передышки. Я понимал, что за 20 минут под огнем противника построить плот невозможно. Но я знал и то, что все же плот построю. Мы начали работать. Обстрел усиливался с каждой минутой … Кругом все гудело, стонало и выло … Мы работали. Земля и вода кипели от разрывов снарядов и мин. Появились первые раненые и убитые. Через 15 минут я доложил командиру: «Ваше приказание выполнено!»… Поддерживая действия переправившегося взвода, старшина Шиляев повел своих саперов в атаку. Оттеснив противника от берега, окопавшись, пехота прикрывала огнем дальнейшую переправу. За ночь отделение Шиляева опустило на воду шесть плотов.