В Казахстане уже несколько недель наблюдается ажиотаж вокруг бензина. В ряде регионов страны зафиксирован дефицит автомобильного топлива. Некоторые профучастники рынка винят в сложившейся ситуации единого оптового оператора – ҚазМұнайГаз Өнімдері. В компании, в свою очередь, опровергают информацию о нехватке ГСМ. Эксперты рекомендуют покупать талоны на топливо, пока оно еще дешевое, так как считают, что повышение цен неизбежно. Корреспондент LS пытался разобраться в сложившейся ситуации.
Реорганизация притормозила регулирование
Дефицит нефтепродуктов наблюдается в Уральске, Кокшетау, Костанае и Алматы. В настоящее время в южной столице на отсутствие бензина, и ограниченную продажу — по 20 литров или по талонам, жалуются лишь клиенты двух сетей — АЗС Helios и «Газпром». Эти компании пообещали позже прокомментировать LS сложившуюся ситуацию.
Тогда как в министерстве национальной экономики РК, в состав которой входит Агентство РК по регулированию естественных монополий, решили воздержаться от комментариев. Как пояснили в ведомстве, ежемесячно министерство нефти и газа предоставляло данные о мировых ценах на нефть, изучив которые в АРЕМ высчитывали приемлемые цены на ГСМ. В текущем месяце данные от Миннефти, которые реорганизовали и присоединили во вновь созданное министерство энергетики, не предоставили. Соответственно нет ни расчетов, ни прогнозов и ни комментариев.
Искусственный ажиотаж
Проезжая мимо крупных сетей АЗС в городе Алматы, говорить о дефиците сложно. Если есть очереди на заправках, то такие же, какие наблюдаются в течение всего года, сообщил председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков.
«Я на работу езжу рано в семь утра и заправляюсь спокойно. И в будние дни знакомые, которые ездят днем по городу тоже не видят ограничений. Вполне возможно, даже наверняка, ряд заправок ограничивают продажу. Допустим, если руководство АЗС выделяет по две тонны бензина на день, то учитывая повышенный спрос из-за ажиотажа, такой объем быстро скупают», — заметил собеседник LS.
По мнению Э.Эдокова, скупая бензин, водители готовятся к возможному подорожанию ГСМ. То есть люди просто пытаются минимизировать убытки при резком изменении стоимости топлива. «Потому что сейчас закупочные цены поднялись, а АЗС работать в убыток себе не будут» — собеседник.
Учитывая просочившуюся в социальную сеть в июле текущего года копию приказа АРЕМ о новых ценах на ГСМ и прогнозов аналитиков, ситуация с дефицитом может быть создана искусственно. «Совершенно не исключаю такой возможности. Более того, подобное происходит с завидной регулярностью каждый год в уборочный сезон. Иногда даже НПЗ закрываются на планово-ремонтные работы, и таким образом создается искусственный дефицит», — отметил председатель НАС.
Схожего мнения придерживается и экономист Сергей Смирнов. «Полагаю, что дефицит создан искусственно, непродуманными действиями бывшего министерства нефти и газа, которое назначило ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» единым оператором по поставкам российских нефтепродуктов. В результате получили почти зеркальное отражение прошлогодней ситуации с бензином. Единый оператор не смог обеспечить запланированный объем поставок», — комментирует он и напоминает, что в результате февральской девальвации, разрыв между ценами на ГСМ в России и Казахстане увеличился.
«А власти, видимо опасаясь протеста населения, слишком затянули со ставшим неизбежным повышением цен на топливо», — добавил он.
Мнение оператора
По данным компании «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО), назначенной единым оператором по импорту, на 2014 год предусмотрен ввоз автобензина из России марок АИ-95/98 — в количестве 74 тыс. тонн, АИ 92/93 — 578 тыс. тонн, АИ-80 — 28 тыс. тонн, дизельного топлива — 378 тыс. тонн. При этом в апреле-июле текущего года объем импорта наиболее востребованных видов нефтепродуктов — бензин АИ-92 и дизельное топливо в тыс. тоннах составил:
Кроме того, по данным КМГО, участники розничного рынка, большинство из которых являются членами «Топливной ассоциации №1», не обращались к оператору с заявкой на покупку российского бензина, и КМГО вынужден был складировать указанные объемы автобензина на нефтебазах в регионах. Как объяснили в КМГО, отклонение от плана поставок связано тем, что местные АЗС в апреле-июне осуществляли импорт бензина АИ-92 из РФ самостоятельно. Также уровень запасов бензина АИ-92 на нефтебазах и резервуарах НПЗ в республике в указанном сроке сохранялся на уровне не ниже 330 тыс. тонн при ежемесячном потреблении АИ-92 около 270 тыс. тонн.
Еще одним фактором сокращения импорта было ограничение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на экспорт бензина из РФ. Напомним, в июне произошла авария в одном из российских НПЗ, которая привела к снижению запасов нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Как поясняют в компании, фактические объемы импорта нефтепродуктов из РФ по итогам шести месяцев 2014 года достигли планового уровня, и МНГ отменило действие приказа «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации». Теперь импорт нефтепродуктов могут осуществлять все без исключения участники рынка.
«Полагаем, что точечные явления дефицита нефтепродуктов, наблюдающиеся в ряде областей РК, могут возникнуть в результате действий отдельных участников рынка, которые сдерживали реализацию нефтепродуктов в последних декадах июля в ожидании повышения розничных цен с августа текущего года», — заявили в КМГО.
Так, по информации единого оператора, только на нефтебазах Костанайской области по состоянию на 29 июля 2014 года было складировано 20,7 тыс. тонн дизельного топлива. Из них на нефтебазе ТОО «Костанайнефтепродукт» — 7,4 тыс. тонн, ТОО «Эталон авто Костанай» — 3,6 тыс. тонн; бензина АИ-92 – 15,2 тыс. тонн (ТОО «Костанайнефтепродукт» — 10,0 тыс. тонн, ТОО «Эталон авто Костанай» — 2,2 тыс. тонн).
Неравномерное регулирование
Эксперты также не исключают возможности того, что дефицит могли создать сами участники рынка. «Периодически, когда мы подходим к повышению цен, поставщики, на мой взгляд, стараются не упустить возможность попридержать основную массу бензина, чтобы продать ее по более дорогой цене. Но, наверное, это, связано не только с банальным желанием заработать, а попыткой не уйти в убыток. Потому что закупочные цены у нас регулируются, и в ряде случаев они вынуждены продавать по предельно возможной максимальной цене», — заметил Э.Эдоков.
Экономист С.Смирнов винит в ситуации регулирование розничных цен самых ходовых видов топлива — АИ80, АИ92 и дизтопливо. Тогда как оптовые — устанавливаются поставщиками. Он напоминает, что в июле текущего года КМГО увеличило оптовую цену реализации дизельного топлива со 103 до 110 тенге с баз хранения нефтепродуктов.
«Стоимость литра дизтоплива и бензина АИ-92 на российско-казахстанской границе составляет около 125 тенге. Вместе с тем предельно-розничные цены на ДТ и АИ-92 остаются зарегулированными на уровне 115 тенге. Таким образом, рознице приходится закупать российское топливо себе в убыток, а ГСМ, производимые на наших НПЗ, просто не хватает. Они могут закрыть лишь 60% потребностей внутреннего рынка», — пояснил он.
Поэтому, по словам экономиста, в ряде регионов на АЗС бензина или нет, или его реализация осуществляется по талонам. Розничные реализаторы уже в течение двух последних месяцев не дополучают, в некоторых случаях вообще не получают, заявленные лимитированные объемы ГСМ. «Стоимость предлагаемого на свободном рынке топлива превышает розничную. Повышение цен на бензин неизбежно, но насколько сказать трудно», — констатирует С. Смирнов.
По подсчетам экономиста, если к оптовой цене бензина на границе России и Казахстана добавить только стоимость транспортировки, например, до Алматы — 8 тенге, также стоимость хранения -3 тенге и операционные расходы — 10 тенге, то уже получается 146 тенге. «Полагаю, что власти могут рискнуть первоначально поднять стоимость бензина тенге на 15. Но такое повышение не решит проблем с поставками российского топлива, которое по классу Евро-4,5 выше отечественного Евро-2, а значит и дороже», — комментирует собеседник LS.
Другой вариант решения проблем с разницей в стоимости топлива — регулирование оптовых цен предлагала Казахстанская топливная ассоциация. Пока инициатива не нашла поддержки у соответствующих ведомств. Также, как и предложение директора компании «Oilgasproject» Жараса Ахметова, занимающийся оптовыми поставками – отменить регулирование розничных цен. Однако сейчас уже понятно, что при любом раскладе ГСМ будет подорожать.
Между тем заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМұнайГаз — переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров заявил, что в среднем цены на бензин повысятся на 10-15%. «Наше экспертное мнение, на сегодня есть два фактора, которые свидетельствуют о том, что цена должна подняться. Первое — это прошедшая девальвация национальной валюты. Ну и сезонное повышение на данный вид продукта. По нашему мнению, цена должна подняться в среднем на 10-15%», — сказал он на брифинге в Астане в четверг, добавив, что не знает, когда произойдет подорожание топлива.
Для того, чтобы смягчить «удар по кошельку» глава автомобильного союза Эдуард Эдоков предлагает запастись топливом сейчас. «Может быть имеет смысл купить талон. Многие так делают. Покупка талона по текущей цене небольшая гарантия. Допустим, вы купили тонну бензина за 115 тенге и эта тонна у вас уже есть. Даже если бензин подорожает до 150 тенге, пока тонна не закончится, вы будете пользоваться дешевым бензином. На мой взгляд, это хорошая возможность. Но, насколько я знаю, у талонов есть ограничение по времени. Надо будет уточнить перед покупкой», — предположил Э.Эдоков.
Асель Маратова