Так, теперь дизельное топливо стоит 115 тенге за литр, Аи-80 - 89 тенге, а бензин марки Аи-92/93 - 128 тенге за литр. Между тем, ценники на другие марки горючего, такие как Аи-95, 96 и 98 сменились еще накануне.
Слухи о неминуемом повышении цен на бензин начинают подтверждаться. В Алматы внезапно подорожал бензин сразу трех марок: Аи-95, 96 и 98 в среднем на 10 тенге. И это - при дефиците ходового Аи-92.
Блиц-опрос:
- Это слишком. Я слышал, что с 1 сентября цены на 92-й бензин тоже будут 150. А после нового года - 200 тенге.
- У меня машина, смотри, заглохла из-за бензина того же. Просто пусть бензин будет нормальный. Цена, конечно, неадекватная.
На автозаправочных станциях водителям объясняют, что продавать горючее по прежней стоимости им не выгодно. Поставщики вынуждены покупать топливо в России за доллары, а продавать в Казахстане за тенге. Учитываю минувшую девальвацию, работать приходилось в убыток. Только в национальной компании "КазМунайГаз" потери составили 800 миллионов тенге. Поставщики требуют поднять цены на топливо на 10-15 процентов.
ЕРЛАН КОЙБАГАРОВ, заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг»:
- Наше экспертное мнение, что на сегодня есть два фактора, которые свидетельствуют о том, что цена должна подняться: непосредственно прошедшая девальвация национальной валюты, ну и сезонное повышение на данный нефтепродукт. То есть, наше экспертное мнение - цена должна подняться на 10-15 процентов. Думаю, это справедливая цена.
Впервые информация об удорожании бензина просочилась в Интернет ещё в середине июля. В социальные сети попал фрагмент документа якобы АРЕМ о новых тарифах. Было указано, что Аи-92 будут отпускать по 141 тенге. Брокер Генадий Шестаков не исключает, что стоимость дефицитной сейчас марки может стать еще выше.
ГЕННАДИЙ ШЕСТАКОВ, председатель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров:
- Мы здесь будем уже приближаться к российским ценам. Второе: у нас будет компенсация вот этого "долларового нашествия". За счет этого, третье: появится у нефтяников, которые владеют нефтью, все-таки желание продавать бензин внутри страны, чтобы не было этого дефицита.
Пока топливный рынок лихорадит, водители вынуждены приспосабливаться к нынешним реалиям. Таксист Нурбакыт Шанетов признается, что ему приходилось смешивать разный по маркам бензин. Даже осознавая, что ремонт машины "влетит в копеечку", другого выхода не видит.
НУРБАКЫТ ШАНЕТОВ, водитель:
- Девяносто второй продают только до девяти часов. После бензин отпускают по талонам. Вот, приходится разбавлять восьмидесятый и девяносто шестой, что плохо отражается на бензонасосе и других запчастях.
НУРГАЛИ КАРАБАЕВ, корреспондент:
- От подорожания бензина пострадают не только водители. Ведь из опыта очевидно, что рост цен на топливо спровоцирует и рост цен практически на все виды товаров и услуг, начиная от одежды и продуктов питания до тарифов на проезд. Только когда и на сколько, остается вопросом времени.
Нургали Карабаев, Ринат Абулхаиров