Транспортники предлагают ужесточить контроль в сфере пассажирских перевозок

Что же нужно делать для того, чтобы сберечь жизнь и здоровье наших соотечественников? 
Ежегодно в Казахстане фиксируется огромное количество дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и травмируются люди. Опасения вызывают аварии с участием общественного транспорта, так как в этих случаях счет жертвам может идти на десятки. Несмотря на предпринимаемые меры, кардинального улучшения обстановки на дорогах добиться все же не удается. Что же нужно делать для того, чтобы сберечь жизнь и здоровье наших соотечественников? 

Только в Жамбылской области в этом году зафиксировано 30 дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта. При этом в автокатастрофах 17 человек погибли, 70 получили травмы различной степени. Если вспомнить прошлый год, то и тогда в регионе случился целый ряд громких аварий с участием междугороднего рейсового транспорта. Дошло до того, что высокая аварийность в области стала предметом критики Главы государства Нурсултана Назарбаева. Руководство ДВД тогда пообещало, что предпримет адекватные меры. Изменилось ли что-нибудь на самом деле в конкретно взятом регионе?

Ответить однозначно на этот вопрос трудно. С одной стороны, аварийность на жамбылских дорогах несколько снизилась. К примеру, за полгода произошло 545 ДТП, в которых 90 человек погибли, 826 ранены. За аналогичный период прошлого года цифры были выше – 677 аварий, 113 погибших и 1034 раненых. С другой стороны, даже эти показатели нельзя считать допустимыми. Ведь мы теряем наших сограждан, а за каждым происшествием – личные трагедии людей. 

Сам себе режиссер
Ветеран транспортной системы Григорий Ефремов, много лет возглавлявший автоуправление, виной сложившейся ситуации считает полную бесконтрольность в сфере перевозок со стороны государственных структур.

– Кто сейчас сидит за рулем автобусов? – задается он вопросом. 

– Молодые люди, у которых не может быть большого опыта вождения. Возьмите какой-нибудь дальний рейс. От Сары-Агаша до Астаны – 30 часов езды. За рулем автобуса – два водителя, они якобы сменяют друг друга. Но вряд ли кто-то следит за режимом их отдыха. По большому счету двум водителям физически очень тяжело разделить на двоих 30 часов пути. Не оттого ли у нас много аварий с участием общественного транспорта?

По словам ветерана, раньше в регионе за междугородними перевозками был строгий контроль. В райцентрах работали диспетчерские службы, которые проверяли каждый автобус на техническое состояние, в случае необходимости могли заменить и машину, и водителя: 

– Сейчас же водитель сам себе режиссер: едет из Шымкента в Алматы и думает о том, как ему заработать побольше денег. Приехав в южную столицу, он уже через несколько часов отправляется обратно. И никакого чувства ответственности за судьбы людей у него не возникает. 

Согласен с ним и еще один ветеран транспортной системы, ныне директор таразского автопредприятия Виктор Тю.

– Раньше существовала следующая система: автобус доезжал до Алматы из Тараза за 10 часов. Там шофер отдыхал 10 часов, проходил медобследование и только потом мог снова сесть за руль. 

Сейчас же водители умудряются совершить рейс за шесть часов, причем все поездки – ночные! 

Длительность рабочего дня для обычного человека устанавливают в восемь часов, транспортники же могут работать по 20 часов в сутки. Все потому, что руководитель компании-перевозчика платит шоферу за каждый рейс около пяти тысяч тенге и тот заинтересован сделать как можно больше поездок.

По мнению специалиста, усталость водителей в большинстве случаев и является причиной аварий. 

В доказательство этому можно привести тот факт, что на территории области многие аварии совершаются транзитным транспортом. Шымкентские водители больше подвержены усталости – ведь им ехать до Алматы дальше, чем таразским коллегам. Потому водители из ЮКО часто мелькают в хронике ДТП.

– Но это не может быть проблемой одного региона, – уверен Григорий Ефремов. – Подобная ситуация наблюдается по всей стране. Аварии с участием автобусов происходят регулярно, и необходимо на государственном уровне установить тотальный контроль за работой водителей междугороднего транспорта.

Кто быстрее?
В областном ДВД утверждают, что для стабилизации обстановки на дорогах регулярно проводят профилактические мероприятия. Только в начале августа за три дня рейда было выявлено более 400 нарушений со стороны водителей общественного транспорта. Среди наиболее частых – превышение скорости, разговоры по мобильному телефону, отсутствие талона технического осмотра и так далее. 

– Подобные рейды проводятся регулярно, и порой в ходе их проведения мы выявляем удивительные вещи, – рассказывает заместитель руководителя административной полиции ДВД области Канат Алимжанов.

 – Так, водители могут устроить между собой спор – за какое время доедут из одного города в другой. 

Понятно, в такой спешке и возникают дорожно-транспортные происшествия со множеством жертв. 

Кроме того, по словам Алимжанова, не удается добиться понимания со стороны водителей. 

– Они рискуют собственными жизнями, здоровьем пассажиров, некоторые не знают элементарных правил. Например, не могут ответить, с какой максимальной скоростью им разрешено передвигаться на том или ином участке. Или спорят и отказываются представить записи тахо-шайбы, в которой указывается время пути водителя, часы его отдыха и так далее. Бывают другие казусы. Например, зимой при гололеде мы перекрываем перевалы, однако некоторые граждане все равно норовят проехать. Надо ли говорить, что из-за таких вот «мелочей» потом и случаются аварии? К сожалению, 80 процентов ДТП на трассах происходит из-за того, что водители элементарно засыпают за рулем. 

Отдельный разговор – о работе водителей городского общественного транспорта. Показателен недавний случай в областном центре, когда под колесами проезжего автомобиля оказался кондуктор автобуса. Водитель маршрутки тронулся с места, не запирая двери, а потом резко тормознул. 

Стоявший на пороге напарник не удержался и выпал наружу, попав под поток автомашин. Спасти его жизнь не удалось. В другом происшествии после столкновения двух автобусов пострадали пассажиры. Некоторых пришлось доставить в больницу, а причиной ДТП стали гонки водителей общественного транспорта. По мнению Алимжанова, именно отсутствие дисциплины водителей является еще одной причиной высокой аварийности. 

Технический недосмотр
Немало вопросов вызывает и техническое состояние автобусов. Зачастую в ходе рейдов выявляются переоборудованные салоны, превышение допустимых норм выбросов выхлопных газов, неудовлетворительное состояние агрегатов. Порой на высокой скорости взрываются совсем изношенные шины. Хотя проверить их состояние – минутное дело. 

Почему же все это не выявляется во время техосмотра автобусов?

– Для тех, кто закупил дорогостоящее оборудование с целью проведения техосмотра автомашин, существует масса требований, – говорит Виктор Тю. – Предприниматели стараются их выполнять. Но в то же время появилась масса подобных центров, и во многих из них машины не проверяются как следует. Их просто фотографируют, и все. Кое-куда автобус даже не заезжает, но ему ставят положительную оценку. Реальное состояние транспортного средства остается загадкой. 

– Дело еще и в психологии наших водителей, – считает директор жамбылского филиала Союза водителей транспортных средств Амантай Досмуханбетулы. 

– Многие из них удивляются, когда их просишь загнать машину на станцию. Зачем? – спрашивают они. Мол, поставьте мне печать, и я поеду...

Уроки для всех
Словом, нужны меры законодательного характера. Какие именно, знают в Ассоциации автоперевозчиков города Тараза:

– Ничего нового придумывать не надо, достаточно вспомнить старое, – говорит руководитель общественной организации Аскар Жанузаков. – В былые времена существовал так называемый техминимум. В автопарки приезжала комиссия, проверяла и состояние транспорта, и самого водителя на знание правил дорожного движения. И все заранее готовились, чинили технику, освежали память, потому что комиссия могла запросто снять с линии. Нам нужно возродить эту практику.

Согласен с ним и Амантай Досмуханбетулы.

– По всей республике необходимо проводить своеобразный всеобуч, – считает он. – У нас права можно получить сегодня, а за руль автомобиля сесть через несколько лет, когда машина будет куплена. Но ведь за это время человек может забыть все, что он изучал на водительских курсах. Мы не можем мириться с сегодняшним положением дел. На казахстанских дорогах ежегодно погибают тысячи людей. Президент страны по этому поводу правильно заметил: хроника ДТП напоминает военную сводку. Необходимо, наконец, принять долгожданные решения, и только тогда в обеспечении безопасности дорожного движения наступит коренной перелом.

Справка
Только в Жамбылской области в этом году зафиксировано 30 дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта. При этом в автокатастрофах 17 человек погибли, 70 получили травмы различной степени.


Назарбаев Нурсултан Актау Актобе Алматы Жамбылская область Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей Тараз Шымкент
Следите за новостями zakon.kz в: