У казахстанских учеников слишком длительные и ничем не обоснованные каникулы: к такому выводу пришли эксперты из международной организации экономического сотрудничества и развития. О том, какие ещё недочёты выявили иностранные коллеги в отечественной системе обучения, директор информационно-аналитического центра МОН Серик Ирсалиев рассказал на республиканском августовском совещании работников образования в Астане, пишет газета "Мегаполис".
В организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не только традиционные летние каникулы, но и нынешнюю учебную неделю посчитали затяжной. В отличие от заморских коллег казахстанские специалисты, участвующие в исследовании, на этот счёт имеют своё мнение.
– В большинстве стран бывшего СССР практикуется 5-дневная учебная неделя, то есть предоставляют достаточно времени для развития и отдыха и школьникам, и учителям, – объясняет директор информационно-аналитического центра МОН Серик Ирсалиев.
Изменится ли учебный график казахстанских детей и сократят ли им каникулы, пока не решено. Но вот результаты исследования об успеваемости казахстанских учеников без внимания точно не оставят:
– Низшая социальная группа детей из самых социально необеспеченных слоёв населения на два года отстаёт от детей из благополучных семей, где оба родителя имеют высшее образование и хороший достаток, – констатирует Серик Ирсалиев, и добавляет: – Без последовательных улучшений качества образования маловероятно, что у бедных учеников уровень жизни в будущем повысится.
Отстающими, как оказалось, могут быть не только ученики, но и целые школы, и даже регионы. А поводом для таких нелестных выводов стали результаты ЕНТ.
– Достаточно сказать, что разница между лучшим регионом и худшим ЕНТ составляет 30 баллов, а между лучшей школой и худшей составляет 70 баллов из 125, – уточняет Серик Ирсалиев. – Это вообще неприемлемо!
В доказательство того, что в отечественном образовании не всё хорошо, он приводит в пример крупнейшее международное исследование результатов учёбы школьников – PISA.
– Казахстанские школьники отстают от сверстников стран ОЭСР по математике в среднем на 1,5 года, по естествознанию – на 2 года, по чтению наибольший разрыв уровня знания – 2,5 года. Это говорит о том, что наш 15-летний среднестатистический ученик читает и понимает тексты так же, как понимает и читает среднестатистический 12-летний ученик из стран ОЭСР.
Чтобы улучшить успеваемость учеников, эксперты из ОЭСР, по словам Серика Ирсалиева, дали свои рекомендации: после 7 класса оставлять только те предметы, которые развивают творческие способности, сбалансировать учебную нагрузку, пересмотреть продолжительность учебной недели и каникул, а также зарплату учителя, внедрить межуровневую систему тестирования, пересмотреть формат ЕНТ, доработать учебные программы – они должны предусматривать практическое применение знаний. По словам Серика Ирсалиева, все рекомендации, данные ОЭСР, будут рассмотрены и при возможности применены.
ОЭСР – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году. В организацию входят страны Европы и Азии, США и Австралия. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.