Переизбыток кинотеатров города Алматы технологиями, комфортом кинопоказа и новыми помещениями уже не привлекают казахстанского зрителя. Таким мнением с LS поделился исполнительный директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов.
Так, ряд алматинских кинотеатров, заложенных в Банке ЦентрКредит, были выставлены на продажу. Кинотеатры «Искра», «Байконур», «Алатау» и «Целинный» могут быть приобретены по цене от $2,3 млн до $6,5 млн.
- На ваш взгляд, по каким причинам кинотеатры выставлены на продажу?
- Тому есть много причин, одна из которых, скорее всего, технологическая. На настоящий момент показ фильмов полностью проводится в цифре, замена пленочного оборудования на цифровое стоит огромных денег. Этим кинотеатрам просто не хватило денег, чтобы перейти на цифровое оборудование. Поскольку пленочных копий фильмов становилось все меньше и сейчас практически свелось к нулю, чисто технически перечисленные кинотеатры остались за бортом. Такая ситуация наблюдается и в регионах, когда при наличии и помещения, и кресел с экраном, кинотеатры простаивают. Сейчас пришла эра цифрового кино.
Второй причиной могут быть ошибки в управлении. В принципе, такие проблемы были у любого кинотеатра, и у нас в том числе. Наши акционеры знали о технологической модернизации отрасли, были готовы к этой ситуации и отслеживали ее. Ошибки в таком управлении, видимо, и привели к тому, что кинотеатры не смогли удержать зрителя.
Третья причина, возможно, заключается в том, что Алматы уже просто перенасыщен и технологиями, и комфортом кинопоказа, и новыми помещениями. Привлечь зрителя очень сложно. Если вы заметили, те кинотеатры, которые продаются, это отдельно стоящие кинотеатры. У них нет развлекательной программы кроме показа. Сейчас кинотеатры перешли в торгово-развлекательные центры, где, кроме кино, можно предоставить множество услуг для семьи.
- Что дешевле продать кинотеатр или переоборудовать его?
- Здесь все сложнее. Это не частная компания продает, а банк, как залоговое имущество. Выставленные цены – это долг компании банку по ранее взятым кредитам. Чтобы переоборудовать, необходимо брать дополнительные деньги, занимать у тех же банков при наличии уже имеющихся долгов. Взяв деньги, компания должна их оправдать, что сложно сделать, когда на компании «висит» невыплаченный кредит.
- Получается бизнес кинотеатров убыточен?
- К сожалению, у нас отсутствует статистика, из которой можно узнать сколько билетов продается, объемы розничного оборота, сколько денег достается дистрибьюторам и продюсерам. Однако, судя по тому, что открываются новые кинотеатры, и инвесторы вкладывают в них средства, возможно, есть резервы, с которыми рынок может существовать. Раз инвесторы рискуют своими деньгами, значит, они в перспективе планируют получать доход.
- По вашему мнению, кто может купить кинотеатры?
- Я думаю, что кинотеатры мог бы купить город в коммунальную собственность, потому что существует потребность в таких помещениях. Во-первых, эти кинотеатры представляют историческую ценность для города. Кинотеатр «Искра» всегда был детским. Его и дальше можно использовать в этом качестве. Из «Алатау», например, можно сделать фестивальный кинотеатр, в котором могут проходить все казахстанские премьеры и кинофестивали. Он большой, с хорошим экраном, нужно лишь поменять оборудование и привести в порядок залы. «Байконур» можно отдать молодым кинематографистам, чтобы они могли проводить свои премьеры, дебюты и показывали короткометражные фильмы. «Целинный» находится в историческом центре города, его можно использовать, как центр казахстанской кинематографии, показывать архивные вещи и документалистику.
В отечественной кинематографии всего этого нет, потому что кинотеатры в частных руках. Естественно, они показывают то кино, которое поставлено в план. Также надо решать вопрос с языком, на котором должны транслироваться фильмы. Хотя бы свое кино мы должны смотреть на казахском языке. Частным кинотеатрам очень сложно это делать, потому что они «сидят на игле» – надо платить за аренду, за кино и банку.
- Насколько реальна перспектива выкупа данных объектов государством?
- Не знаю насколько это реально, но это было бы хорошо. Я уже выходил с таким предложением к городским властям, чтобы они выкупили эти объекты в городскую собственность. Для города эти кинотеатры могут нести серьезную функцию и способствовать развитию кинематографической отрасли страны в целом. У нас работников кино готовят толпами. Где они все работают потом, чем занимаются и как показывают свои фильмы – непонятно. Молодые режиссеры приходят в частные кинотеатры и хотят показать свои фильмы, а у тех своя сетка и договорные обязательства. Он не может освободить кинозал, чтобы показать дебют молодого режиссера. Я лишь боюсь, что какие-нибудь частные лица выкупят кинотеатры, разрушат здания и на их месте выстроят какие-нибудь дорогие билдинги или гостиницы, торговые или деловые центры.
- Акционеры киноцентра «Арман» планируют выкупить один из предложенных кинотеатров?
- Планы были, вот были бы цены приемлемые. Мы еще года два-три назад вели об этом речь с хозяевами, хотели «Алатау» выкупить. Наши акционеры были готовы выкупить, но не за такие цены. На те суммы, о которых идет речь, можно построить целую сеть из 20 кинозалов в существующих торговых центрах, в том числе в регионах. Покупать один кинотеатр за $6,5 млн и показывать в нем кино – просто нонсенс. Частные лица на это не пойдут. Логично предположить, что тот, кто потратит на кинотеатр «Алатау» $6,5 млн, попросту его разрушит и построит коммерческое здание, с которого он будет возвращать свои деньги. Строительство нового объекта обойдется дешевле, нежели покупка кинотеатра, его переоборудование, ремонт и показ кинофильмов. Те, кто занимается кино, не согласятся выкупить объект за такие деньги, потому что на их возврат потребуется как минимум 10 лет.
Видимо, такие суммы уже были потрачены на эти кинотеатры и они, скорее всего, не имеют права снижать цену. Думаю, можно вести переговоры только с государством, чтобы сохранить эти кинотеатры. Если только не найдется инвестор, готовый выкупить кинотеатры и переоборудовать их заново. Но я, если честно, таких инвесторов на горизонте не вижу.
Гульназ Нурайхан