В карагандинском дворце культуры горняков скандал

«На работу как на каторгу!»
Коллектив в течение трех месяцев никак не может выяснить отношения с администрацией. За последние недели 15 работников уволились по собственному желанию. Профсоюз воюет с директором: пишет жалобы по инстанциям. Тот в свою очередь наказывает подчиненных выговорами и судится с управлением культуры, пытаясь отменить собственное дисциплинарное взыскание.

- Просто сейчас у нас невозможно работать! Приходишь во дворец как на каторгу, – сокрушается председатель профсоюза, завхоз Зямзагуль Зиядина.

Деньги
Все началось, как водится, с денег. Недовольство стало назревать еще весной. В честь Наурыза работникам ДК раздали премии. Поделили сэкономленные средства. Но не поровну. По кабинетам и репетиционным залам зашептались о том, что своим недавно принятым на работу одноклассникам директор дал по стопроцентному окладу. Остальные же получили всего по 50 процентов.

- Представьте, какое издевательство! Это у нас самый больной вопрос, – возмущается Зямзагуль Зарухановна. – Зарплаты маленькие. Все ждут премии. И это выливается в конфликт. А директор никаких объяснений не дает. Другая беда – надбавки. Директор делает некоторым сотрудникам, своим одноклассникам, надбавки, не объясняя, за что. А с других, тех, кто подписывал жалобу против него, снимает. Получается, что надбавки назначаются произвольно: хочу – дам, не хочу – не дам. Хотя это не его личные деньги. Он распоряжается ими как работодатель. Но на самом деле работодатель – это государство, а он просто его представитель, по сути, такой же работник, как все остальные.

- Действительно, заведующий автотранспортным цехом – наш одноклассник, – признает юрист Махамбет Сунгат. – Но разве это имеет значение? Два одноклассника Зиядиной тоже работают в Д. причем один из них – ее подчиненный. Но факт того, что люди когда-то вместе учились, не может повлиять на премии. Просто заведующий автотранспортным цехом навел порядок. При нем появились путевки. Километраж, приходы-расходы – все как положено. А потом мы по ведомости посмотрели расходы ГСМ. Если пять месяцев этого года сравнить с тем же периодом прошлого года, окажется, что экономия составила три тысячи литров бензина! Это факты. О чем они говорят? Естественно, Нуржан Ергалиевич заинтересовался.  Если есть экономия, человек получает премию.

- А почему я должен премировать того, у кого были растраты? – недоумевает директор дворцаЕржан Найманбай.
- Когда мы начали поднимать вопросы порядка, начиная с учета рабочего времени и заканчивая правами и обязанностями, некоторым это не понравилось. Люди привыкли к беспределу.

Выговор
Уладить денежный вопрос председатель профсоюза предлагала с помощью коллективного договора, которого до сих пор на предприятии не существует. Однако из этой затеи ничего не вышло.

- Нам нужен коллективный договор, где должны быть подробно расписаны условия материального стимулирования. Но директор отказывается его подписывать! Мы образовали согласительную комиссию, сели договариваться. Прошло два заседания, поругались – и все. Директора при этом не было. Мы поругались с его юристом. Хотя люди хотели договариваться именно с директором. Но он почему-то игнорирует такие встречи!

Работники ДКГ надеялись, что за них заступится управление культуры. В июне они отнесли туда обращение, в котором обрисовали «нездоровую моральную обстановку в коллективе ДКГ». «Просим у вас содействия в улучшении ситуации в нашем коллективе. Не хотелось бы, чтобы она вышла из-под контроля и за пределы предприятия», – написали сотрудники.

На предприятии провели служебное расследование. Проверяющие обнаружили, что «нарушения трудового и бюджетного законодательства со стороны руководства приобретают систематический характер». Что директор предприятия «неуважительно относится к подчиненным и нарушает их интересы». Что он «допустил ряд профессиональных ошибок, не интересуется основами ведения документации» и «полностью устранился от контроля и ответственности за работы предприятия».

В результате директору Ержану Найманбаю объявили выговор.

Зов природы
Но руководитель, не согласившись с наказанием, обратился в суд. Директор подал сразу два иска против своего непосредственного начальства. Сейчас он пытается отменить дисциплинарные взыскания, наложенные управлением культуры. Оказывается, его уже не первый раз наказывают.

Сначала, как того требует закон, было просто замечание. Тогда Ержана Нургалиевича подвели голуби. Птицы загадили парадную лестницу дворца в самый неподходящий момент.

- Я как гражданский служащий так и не понял, за что получил дисциплинарное взыскание! – говорит директор. – Все мероприятия у нас проходили. Срывов не было.

- Это случилось 22 июня в воскресенье, – поясняет юрист. – Театр музкомедии проводил на сцене ДК свои мероприятия. И пожаловался, что не убрано на крыльце. Поступило заявление, что к началу мероприятия парапет был загажен. Позвонили к директору, тот подчиненным. Приехали, навели полный порядок. В 16.30 там было уже чисто. В 17.00 начался спектакль. Почему не было убрано? В тот день дворник просто не вышел на работу по семейным обстоятельствам, но забыл об этом предупредить. Сами по себе голуби – это природное явление. Что же делать? Мы не можем им запретить.

- По всему миру все памятники культуры и архитектуры страдают, – вздыхает директор.

Компромат
Пока идут судебные разбирательства, обстановка в ДК все больше накаляется. Враждующие стороны собирают друг на друга компромат.

- За месяц уволено 15 человек, все кто подписал письмо против директора, ушли по собственному желанию. Создаются такие условия, что люди не выдерживают. Я сама уже не могу, – продолжает Зямзагуль Зарухановна. – Комиссия нашла много нарушений. Директору дали месяц на устранение. Но вместо того, чтобы устранять, нас всех стали вызывать по одному. Людей вынуждают отказываться от своих подписей.

Общественница показывает служебную записку от технички Шарафутдиновой. Та пишет, что ранним утром 6 июня она «поднялась на второй этаж для уборки служебных помещений. И в этот момент юрист позвал ее в свой кабинет. «Спросил, почему я против директора, – говорится в записке. – Я ответила, что я не против директора. От сильного давления заболела голова, и текст писала под его диктовку».

В свою очередь директор предъявляет свой вариант записки от той же поломойщицы:

«Я, Шарафутдинова, …подписала письмо, не читая текста и не зная его содержания… Я расписалась и сожалею. Против директора ничего не имею».

«Я, Залевский Ян Сергеевич, уже бывший сотрудник дворца культуры горняков, был вынужден  уйти со своего места работы потому, что не мог терпеть гонения со стороны руководства. Директор и его близкое окружение – это как группа, борющаяся против коллектива, работы и правды… Как можно в таких условиях работать?» – показывает бумагу активистка.

«Я, Матюшин Валерий Эдуардович, поясняю, что мое увольнение по собственному желанию никак не связано с давлением со стороны руководства. …Подпись под коллективной жалобой у меня взяли обманным путем, не предоставив содержания жалобы. Прошу госпожу Зиядину оставить меня в покое и никуда меня не приписывать. Иначе я вынужден буду обратиться в суд на ее незаконные действия». – зачитывает юрист.

- У нас абсолютно ровные отношения со всеми сотрудниками, со всеми, – настаивает директор.

Гонения
- Ситуация сложная, – комментирует руководитель управления культуры Еркебулан Агимбаев. – Мы полностью за коллектив. Найманбай как директор должен уметь находить общий язык, заботиться о коллективе, выполнять политику государства, сотрудничать с профсоюзом, чего он как не делал, так и не делает. С нашими большими усилиями он последнее время только стал заключать трудовые договоры. Мы проверили все пункты жалобы, которую подписали 45 человек Все подтвердилось. Был дан срок на исправление всех недостатков. Вместо этого он устроил гонения на своих сотрудников!

- Почему же вы тогда директора не уволили?
- Чтобы сразу уволить, нужны основания: минимум два выговора. Только за один выговор не могу уволить. Это будет против закона. Так он любой суд выиграет, вернется на свою должность и снова будет издеваться над своими сотрудниками.

Сейчас сразу три организации – ОблСовПроф, профсоюз ДКГ и управление культуры – написали жалобы в инспекцию труда. Во дворце проходит очередная проверка.
Следите за новостями zakon.kz в: