Справедливого расследования уголовного дела, возбужденного по факту ограбления Шардаринского филиала Народного банка, требуют родственники шестерых подозреваемых.
Ограбление банка было совершено в декабре минувшего года. На то, чтобы разрезать решетки на окнах, отключить видеонаблюдение, открыть сейф и загрузить в сумки почти 65 млн тенге, у злоумышленников ушло всего 14 минут.
Первым подозреваемым стал охранник банка. Спустя три месяца он назвал имена сообщников, которыми оказались сотрудники филиала. Кроме того, по подозрению в причастности к исчезновению денег был задержан начальник Шардаринского отделения банка Мухтар Ахметов и директор областного филиала Народного банка Ануар Макулбаев.
По делу проходят семь человек. Все фигуранты, за исключением Ануара Макулбаева, находятся под арестом. Пропавшие деньги полицейские так и не нашли. Между тем родные и близкие задержанных утверждают, что признательные показания были добыты силой. О нарушениях, допущенных в ходе следствия, говорят и представители общественных организаций.
– 22 апреля к нам обратились родственники арестованных, – сообщила председатель общественной наблюдательной комиссии по правам осужденных и подозреваемых Южно-Казахстанской области Райхан Кудайбергенова. – Спустя несколько дней мы встретились с подозреваемыми. На их руках были следы от наручников, они говорили, что в отношении них применялось насилие. По их словам, на них надевали противогазы и целлофановые пакеты, били резиновыми дубинками. Одному из арестованных выбили зубы, другому сделали какой-то укол.
28 апреля по факту применения пыток прокурором Шардаринского района было возбуждено уголовное дело. Но наше ходатайство об изменении меры пресечения в отношении подозреваемых осталось без ответа.
Мустафа Алимжанов проработал внештатным водителем Шардаринского отделения Народного банка меньше года. По словам его матери Баршагуль, у 22-летнего парня, никогда не прежде не имевшего проблем со здоровьем, теперь целый букет болезней.– Мы провели медобследование, – делится Баршагуль. – У сына посттравматический пиелонефрит, посттравматическая закрытая черепно-мозговая травма и травма лица. Когда банк грабили, он был дома: смот-рел телевизор, а потом спать пошел. Утром я его разбудила на работу.
– Судебно-медицинская экспертиза установила наличие у подозреваемых легких телесных повреждений, но эксперты не смогли сказать, когда именно эти травмы были получены, – говорит адвокат Айкынбек Бектуреев. – Поэтому была назначена дополнительная экспертиза. Ее результаты направлены в Астану.
Тем временем уголовное дело по факту кражи денег из Шардаринского филиала Народного банка направлено на дополнительное расследование.