Казнет должен быть не только доходным, но и рентабельным. Бизнесменам должно быть выгодно заниматься интернет-бизнесом, для этого необходима капитализация интернет-ресурсов, считает президент «Интернет Ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров, передает корреспондент BNews.kz.
- Шавкат Умарович, как на сегодняшний день Вы можете оценить развитие Казнета?
- Если сравнивать с тем, как было еще два или три года назад, то, конечно, можно сказать, что очень быстро развиваемся и очень динамично. Сегодня растет электронная коммерция, количество интернет-магазинов растет каждый день, появились казахстанские электронные деньги, которые сегодня успешно работают. Есть платежные системы. И то, что сегодня мы предпочитаем российским новостям наши казахстанские - это однозначно. Информационное поле страны «делается» казахстанскими СМИ. Их, правда, не так много, как в России, но они есть, и люди предпочитают читать казахстанские местные новости, которые производятся у нас здесь.
- Что на Ваш взгляд, не хватает казахстанскому контенту?
- Я бы сказал по-другому. Казахстанский контент требует сегодня качества информации. Улучшение жизни людей автоматически ведет к требованию качественного контента. Кроме этого, есть еще проблема, что в Казахстане основным источником новостей является государство. Практически все население страны вынужденно обсуждать государственные новости – назначения, у кого какой сын, дочь, занимает должность или как он двигается и так далее. А ведь Казахстан - это и шоу-бизнес, есть и новости спорта. Про спорт, например, можно говорить бесконечно. У нас есть свои чемпионы, центры подготовки, огромный потенциал и возможности. Огромная ниша казахстанской кухни, есть о чем говорить мамочкам, есть вопросы воспитания наших детей. Нужно развивать контент на государственном языке. Остро стоит вопрос информационной защиты и обучения наших пользователей работе, как в Интернете, так и с мобильными устройствами. Могу сказать, что нам есть о чем говорить, кроме государственных назначений. Нужно только «с головой» подходить к вопросам казахстанского контента.
- Как сегодня развивается «Интернет-Ассоциация Казахстана»?
- Главная цель нашей организации - это представление интересов наших членов. Практически основные игроки интернет-рынка входят в нашу организацию, остальные знают о нашей работе. Общественная организация должна обеспечивать прямую связь между государством и обществом, участвовать в реальных законопроектах, помогать в организации круглых столов при необходимости, привлекать внимание общественности к острым вопросам, оказывать содействие интернет-сообществу нашей страны. Деятельность любой организации, прежде всего, оценивается результатами ее работы, а не количеством проведенных мероприятий. В конце концов, проведение мероприятий - это уже бизнес и коммерция, оставим его для компаний, которые специализируются и зарабатывают на этом.
Интернет Ассоциация Казахстана может гордиться своими социальными проектами. Это и безопасный Интернет для подрастающего поколения, и борьба с пропагандой терроризма или экстремизма, и борьба с суицидом среди подростков. На очереди проект по поиску пропавших детей. Есть вещи, в которых мы должны помогать государству, выстраивать взаимодействие и взаимоотношение с обществом, т.е. я считаю, что это для общественных организаций сегодня самое главное. Примером работы для нас может служить Национальная Палата Предпринимателей РК. НПП РК сегодня отражает интересы бизнес-сообщества, является проводником его интересов в государстве, отстаивает интересы и принимает активное участие в законотворческой деятельности.
- В России блогеров приравняли к журналистам, а каково Ваше мнение, уместно ли сравнивать одних с другими?
- Ну, у нас еще в 2008 году все интернет-ресурсы приравняли к СМИ. Но, чтобы блогеров оценивать по количеству подписчиков, мы не додумались. Не знаю, почему именно 3000 подписчиков считается СМИ, а 2999 нет. А сайт, на который ходят 5 тысяч человек еще не СМИ?! По нашему мнению, нельзя так делать. Нельзя вообще блогеров сравнивать или выделять как СМИ. Вопрос о том, кто лучше журналист или блогер становится притчей. Но мне нравится, как по этому поводу высказался самый большой гуру российской журналистики Владимир Познер: «Журналистика - это профессия. Блогерство - это все, что угодно, но только не профессия». Я с этим согласен. Блогер, на мой взгляд, - это независимый эксперт, который выражает свое мнение по определенной тематике. Причем мнение, к которому прислушивается большое количество аудитории. Блогер - это специалист, который своими читателями подтверждает свою квалификацию.
- Каким Вы видите Казнет через пять лет?
- Я вижу его, во-первых сильным, могучим и самое главное ликвидным с финансовой точки зрения. Сегодня Казнету не хватает финансового обеспечения. Казнет должен быть мало того, что доходным, он должен быть еще и рентабельным. Бизнесменам должно быть выгодно заниматься интернет-бизнесом, а для этого надо, чтобы в Интернете была и рентабельность, и капитализация интернет-ресурсов. Мы не идем, каким-то особым путем по сравнению со всем миром. Мы повторяем шаги других стран, только с учетом специфики нашей страны. Мы идем чуть медленнее, чем идет та же Европа или Америка, или идет Россия, но это нормально, потому что у нас количество интернет-пользователей просто меньше. Могу сказать вполне определенно, что Казахстан строит свое пространство легально и правильно.
Надежда ЛЫКОВА