По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на данный момент было инфицировано около 4000 человек, половина из которых погибли. Некоторые специалисты считают, что последняя вспышка уже носит характер эпидемии, поскольку доказавшие ранее свою эффективность меры по сдерживанию заболевания оказались бессильны.
На сегодняшний день на вооружении у медиков нет ни одной вакцины или профилактического лекарственного средства, которые прошли бы клинические испытания на людях и были допущены к массовому использованию. Ещё 11 августа группа экспертов ВОЗ заявила о том, что в такой чрезвычайной ситуации тестирование и использование экспериментальных препаратов является приемлемым.
4-5 сентября ВОЗ провела форум, в котором участвовали представители правовых и регулирующих органов, специалисты по этике, а также представители министерств здравоохранения стран, на территории которых зафиксировано распространение Эбола. Специалисты пришли к единому мнению, что приоритетным терапевтическим средством должна стать цельная кровь и очищенная сыворотка крови переболевших людей.
Основная и довольно простая идея состоит в том, чтобы передать антитела других участников иммунного ответа против вируса Эбола от перенесших заболевание людей к недавно заражённым. Однако, как и в случае массы других средств, существует слишком мало информации об эффективности такой терапии. Так, в 1995 году в Демократической Республике Конго для лечения восьми инфицированных использовали цельную кровь и семеро пациентов выжили.
Специалисты отмечают, что успех переливания потребует беспрецедентных мер безопасности процедуры. Приоритетность терапии будет подразумевать гарантию того, что кровь или её сыворотка не содержат других патогенов. Кроме этого, будет осуществляться контроль того, чтобы сами медицинские работники не заразились при работе с кровью пациентов. Уже сейчас на местах проводится соответствующее инструктирование и обучение.
Ещё одним важным решением форума стал зелёный свет для двух экспериментальных вакцин: на базе аденовируса шимпанзе (ChAd3) и рекомбинантного вируса везикулярного стоматита (rVSV), а также для некоторых других терапевтических препаратов.
Обычно такие лекарственные средства проходят трёхступенчатые испытания: проверку безопасности и иммунного ответа на малой и большой группах людей, а также оценку эффективности по сравнению с контрольной группой (плацебо). Но в связи с явно недостаточным количеством времени, идущим на счёт человеческих жизней, привычная процедура будет сокращена в разумных пределах и под жёстким контролем.
По оценкам ВОЗ, к концу года будут доступны 800 доз rVSV и 15 тысяч доз ChAd3.
Тем не менее, несмотря на мощный толчок для новых методов лечения и вакцин, учёные и медики призывают высшие инстанции не забывать и о поддержке уже существующих. В районах эпидемии очень немногие люди могут рассчитывать на качественную медицинскую помощь. А между тем, такая процедура как внутривенная регидратация (восстановление нормального количества жидкости в теле) значительно снижает смертность. Сейчас ВОЗ ищет финансирование в размере $490 миллионов, чтобы поддержать основные меры общественного здравоохранения на охваченных эпидемией территориях.