Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в начале года поставил задачу увеличить производительность труда в стране к 2050 году в пять раз. Он также поручил Правительству делать ставку на высокоэффективные и инновационные предприятия и строить «те предприятия, которые нужны».
Машиностроение является одной из важнейших составляющих экономики страны. Предприятия машиностроения относятся как раз к тем предприятиям, «которые нужны». Развитие отрасли в стране имеет высокую степень важности, поскольку на данный момент около 40% казахстанского импорта составляет именно продукция машиностроения, что говорит о существовании зависимости от импортных поставщиков.
В январе-июле 2014 года индекс физического объема производства продукции машиностроения составил 101,2%. Объем производства – 442,76 млрд. тенге. Доля машиностроения в республиканском объеме промышленной продукции составила 4,1%. Всего на 2014 год запланирована реализация 16 инвестиционных проектов.
Летом текущего года подписаны меморандумы о сотрудничестве с IvescoS.p.A., ТОО «AllurGroup» в области производства автобусов и коммерческих авто. Также подписано Соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС с ТОО «СемАз», ТОО «Камаз Инжиниринг», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Iveco Казахстан».
Согласно статистическим данным, структура машиностроения страны в основном представлена такими сегментами, как электроника, электрооборудование, машины и оборудование.
В прошлом году были проведены отраслевые исследования, направленные на определение перспективных к производству в Казахстане товарных групп исходя из рыночного потенциала. Также был проведен анализ ресурсного потенциала. По результатам исследований, перспективными товарными группами являются 30 товарных групп секторов электротехнического машиностроения, производства автокомпонентов, машиностроения для ГМК, железнодорожного, сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения. Работа в основном акцентировалась на товарных позициях, пока не выпускающихся в стране.