Частные сыщики в Казахстане существуют полуподпольно

 В стране до сих  пор нет закона о частной детективной деятельности, хотя  сама деятельность наблюдается. 
Доморощенные Шерлоки Холмсы ищут клиентов через объявления  в Интернете и… никому не подчиняются и никем, по сути,  не контролируются.

В помощь государству

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, только за 8 месяцев 2014 года  в Казахстане зарегистрировано 228 142 преступления.

При этом раскрываемость оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Например, только в столице страны, где полиция практически образцово-показательно работает, и только по тяжким преступлениям раскрываемость – всего 36%. Об этом президент Нурсултан Назарбаев заявлял нынешней весной, призывая правоохранителей работать эффективнее. 

Ситуация не новая и не удивительная, хотя статистика преступности медленно, но снижается, найти в стране человека, довольного работой сыщиков, – редкая удача. 

Казалось бы, если государственная машина не справляется, нужно дать ей в помощь частников. Уже сейчас казахстанцы могут обратиться за помощью к частным детективам. Достаточно воспользоваться поисковиком и вбить ключевые слова «частный детектив, Казахстан», после чего выйдет множество объявлений об услугах частного сыска. Однако надо иметь в виду, что в Казахстане пока не принят закон, регламентирующий этот вид деятельности. «Литер» попытался узнать, почему сложилась подобная ситуация. 

И вроде только «за»

Еще в 2010 году президент Казахстана выразил уверенность в необходимости введения института частной детективной деятельности, что должно сопровождаться рядом условий и ограничений, связанных с интересами обеспечения законности  и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан, интересов государства.  

В 2011 году была создана рабочая группа по выработке предложений о введении в Республике Казахстан института частной детективной деятельности. А уже в 2012 году Министерство юстиции разработало соответствующий законопроект «О частной детективной деятельности».  И только в прошлом, 2013 году документ отправился в мажилис на рассмотрение, где до сих пор обсуждается депутатами.

К слову, два года назад начальник отдела организации защиты участников уголовного процесса комитета криминальной полиции МВД Шамшадин Байкуатов рассказал в ходе одного из «круглых столов», что данный законопроект послужит основой для формирования новых способов получения доказательной информации, способствующих повышению эффективности досудебного производства, появлению новых форм раскрытия преступлений. 

По его мнению, привлечение к раскрытию преступлений частных детективов создаст конкуренцию между государственными и негосударственными структурами, что будет способствовать достижению полноты следствия и состязательности в уголовном процессе.

– Раскрытие преступлений небольшой и средней тяжести позволит правоохранительным органам сконцентрировать силы и средства на противодействии тяжким и особо тяжким видам преступлений. МВД полагает возможным введение частной детективной деятельности в Республике Казахстан при поддержке и наличии достаточных обоснований со стороны заинтересованных государственных органов, – заявил Байкуатов.

Законный «тормоз»

В беседе с «Литером» участвовавший в обсуждениях документа депутат мажилиса Парламента РК  Нурлан Жазылбеков рассказал, что есть два проблемных вопроса, которые «тормозят» принятие закона.

– В прошлом году вокруг этого законопроекта было много споров. Во-первых, затрагивался вопрос, с какого возраста можно заниматься детективной деятельностью, то есть речь идет о возрастном цензе, – говорит Жазылбеков. 

– К примеру, у нас уходят люди на пенсию из МВД в возрасте под 50 лет в среднем. Поэтому им можно было бы заниматься частной сыскной деятельностью. Но здесь вопрос встал так: можно ли заниматься этой деятельностью, получив юридическое образование, то есть только после вуза? С одной стороны, конечно, это его конституционные права, но где его практический опыт, ведь частная детективная деятельность, по сути, это противовес государственным следственным органам? 

По словам Жазылбекова, второй острый вопрос, который обсуждается, связан со спецификой работы детективов. 

– В проекте частные детективы имеют право только на беседу. Они не имеют право пользоваться видеосъемкой, звукозаписью. Но это ведь не правильно, – считает Жазылбеков. 

– К примеру, если я обратился в органы внутренних дел и они меня не удовлетворили, то я обращаюсь в частный сыск.  Детективы должны иметь похожие права, как и сотрудники внутренних дел. Зачем тогда формально создавать такой институт частного сыска? Он не будет в таком случае работать полноценно.

По мнению мажилисмена, в Казахстане много преступлений остаются нераскрытыми. В разрешении этой проблемы, говорит Жазылбеков, могут помочь частные детективы. 

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне известный адвокат Серик Сарсенов считает, что Казахстану нужен закон о частных детективах.

– Они будут, конечно, возможно, нарушать закон где-то, потому что они будут следить за людьми, – говорит Сарсенов. 

– В основном они занимаются бракоразводными процессами, изменами и др. А раскрывать преступления – для этого у них технических возможностей практически нет.

По мнению Сарсенова, если взять отдел розыска тех, кто ищет преступников и без вести пропавших, то и в их работе можно найти много пробелов, в результате чего, к примеру, не найден тот или иной преступник или человек, не раскрыто то или иное преступление. 

– Единственный минус в том, что детективы будут нарушать конституционные права и права на частную жизнь. Но без этого они не могут работать. Если смотреть на ситуацию в целом, то вреда от такого института не будет. У людей будет хоть какая-то  надежда, – уверен Сарсенов.

Примерно год назад профессор КазГЮУ генерал-майор Булат Баекенов заявлял в СМИ, что в законопроекте чересчур много административного вмешательства со стороны государственных органов. По его мнению, ошибка или неудачная формулировка законопроекта в том, что детектив может исполнять свои обязанности до пенсионного возраста.

С другой стороны, Баекенов отмечает, что еще в 1995 году в закон о лицензировании включили детективную деятельность, а уполномоченным органом определили МВД. 

– Но за эти годы, до 2007 года, МВД не выдало ни одной лицензии, мотивируя это тем, что этот вид деятельности законодательно не регулируется. В 2007 году детективный вид деятельности был убран из закона о лицензировании. Сегодня этот вид деятельности не запрещен, не лицензирован, никем не контролируется. Вместе с тем количество детективов увеличилось, поскольку сегодня этим может заниматься кто угодно, –  заметил Баекенов.

В тему

Родоначальниками частного сыска как бизнеса по праву считаются два человека
Это бывший шеф французской уголовной полиции (Сюртэ) Эжен Франсуа Видок (1775–1857) и американец Алан Натаниэл Пинкертон (1809–1884). Благодаря Видоку и Пинкертону частный сыск превратился в один из видов предпринимательства, представляя на рынок детективные услуги на возмездной основе. Субъектами частного сыска как бизнеса стали частные детективы, а также детективные агентства.

В США первые частные детективные агентства возникли в тот период, когда система полицейских органов еще только формировалась. В тот период не было ни полицейских служб городов, ни федеральной полиции. На этом фоне и возникли сыскные агентства, которые по поручению частных лиц занимались раскрытием различных уголовных преступлений, выполняли поручения клиентов по розыску пропавших людей и различного имущества.

Итак, начало частному сыску как бизнесу положил Эжен Франсуа Видок. Видок был типичный авантюрист. В молодые годы ему довелось играть на сцене и служить в армии, воровать и мошенничать, драться на дуэлях и заводить многочисленные любовные романы. Ряд лет он провел в тюрьмах и каторжником на галерах. Но в конце концов Видок перешел на службу в полицию. За 18 лет службы в Сюртэ Видок разоблачил около 20 тысяч преступников. Тем не менее в 1828 году его уволили как «бывшего вора». И вот тогда, размышляя о том, как заработать себе на жизнь, он пришел к продуктивной мысли. В 1834 году Видок учредил Бюро расследований в интересах торговли. Абонементная плата за его услуги поначалу составила 200 франков в год. 

«Подписывайтесь на наши услуги, – призывал Видок, – и вы никогда не станете жертвой аферистов и прочих мошенников. Мы вовремя предупредим и позаботимся, чтобы поймать вашего обманщика». Через год у него было уже 4 тысячи подписчиков. Ими стали коммерсанты, банкиры, промышленники. Переманив в свой бизнес наиболее способных коллег по службе в Сюртэ, Видок зарабатывал в конце своей карьеры до шести миллионов франков в год.

Первое американское сыскное агентство появилось в Чикаго в 1850 году. Его создал выходец из Глазго (Шотландия), бывший бондарь Алан Натаниэл Пинкертон. Первоначально агентство специализировалось на поимке грабителей поездов и взломщиков сейфов, но затем расширило сферу своей деятельности. В 1892 году агентств насчитывалось уже пятнадцать. В 1929 году в США действовали около тысячи детективных агентств, каждое из которых располагало большой периферийной сетью. В настоящее время в США насчитывается более 3500 сыскных агентств, бюро и компаний. В одном Нью-Йорке имеется 713 зарегистрированных частных детективных агентств и в два раза больше незарегистрированных.

В Канаде, помимо целой армии частных детективов-одиночек, насчитывается около 200 частных фирм, занятых сыскным бизнесом.

Во Франции официально зарегистрировано около 300 частных сыскных бюро, а кроме них существуют сотни «неразрешенных» сыскных контор, именуемых «службой наблюдения», «бюро по надзору» и т. п.

В Великобритании существуют несколько крупных и множество мелких частных сыскных агентств. Всего в стране насчитывается около 2000 частных детективов, служащих в сыскных бюро.
Иными словами, в промышленно развитых странах частный сыск стал одной из мощных коммерческих отраслей.

Калел МУКАНОВ, 
Алматы
Генеральная прокуратура РК Актау Актобе Алматы Великобритания Казахстан Канада Кызылорда Нур-Султан Нью-Йорк Семей Франция
Следите за новостями zakon.kz в: