Перед референдумом о независимости Шотландии ни один вопрос не обсуждается так страстно, как вопрос о будущей обороне страны.
Сторонники независимости уже заявили, что в случае их победы они как можно быстрее потребуют вывести программу ядерного сдерживания Великобритании "Трайдент" с территории Шотландии.
Они также заявляют о создании национальной армии численностью в 15 тысяч военнослужащих. Одновременно членство в НАТО независимой Шотландии даст ей возможность подключиться к программе коллективной безопасности.
В целом расходы на оборону вначале будут высокими, но в дальнейшем станут ниже, чем приходится на каждого жителя страны сейчас.
Противники отделения от Соединенного Королевства утверждают, что быстрый вывод программы "Трайдент" из Шотландии невозможен, и речь идет как минимум о десятилетии, а не о 1,5 годах, как утверждает лидер шотландских националистов Алекс Салмонд.
Они также уверены, что оборона Шотландии пострадает, членство в НАТО не является автоматическим, а молодых людей не будет привлекать перспектива службы в маленькой заштатной армии без перспектив мир посмотреть и себя показать.
Кто же из них прав?
Парламент Шотландии обладает немалой властью, но не имеет права голоса в вопросах, касающихся обороны и внешней политики.
Референдум может это поменять.
В программе развития страны после независимости Шотландская национальная партия (SNP) заявила, что избавится от ядерных подводных лодок "Трайдент", базирующихся на западном побережье страны на военно-морской базе в заливе Клайд.
Армия страны будет составлять 15 тысяч человек. Она будет принимать участие в международных миротворческих операциях и помогать в зонах, пострадавших от стихийных бедствий, но не станет воевать в конфликтах типа иракского или афганского.
Шотландия унаследует от Соединенного Королевства всю инфраструктуру военных баз: бараки, доки, ангары, аэродромы и прочее. Она будет использовать их как основу для собственных вооруженных сил.
На те деньги, которые Шотландия (в составе Соединенного Королевства) тратит на программу "Трайдент", можно было бы выучить 3880 медсестер или 4527 учителей, либо построить от 13 до 20 начальных школ.
На сегодняшний день, продолжают националисты, лишь 2 млрд фунтов стерлингов из оборонного бюджета приходится на Шотландию, тогда как она дает в оборонный бюджет 3,3 млрд.
Если все эти деньги целиком тратить в Шотландии и при этом использовать инфраструктуру базы в Фазлейне ("Трайдент"), то страна получит современную морскую базу, штаб-квартиру командования объединенных родов войск и рабочие места для жителей окрестных районов без дополнительного давления на бюджет.
Специалисты по обороне утверждают, что рассуждения сторонников независимости исходят из ложных предположений, что оборона Шотландии обеспечивается исключительно военными активами, находящимися собственно на ее территории.
Это не так. Соединенное Королевство в его нынешнем виде обеспечивает безопасность всей страны, а не каждого региона по отдельности.
Разведывательные и контрразведывательные структуры Великобритании являются одними из лучших в мире. Их эффективность определяется не только самым современным оборудованием, высококвалифицированными кадрами и особыми отношениями с США.
Большую роль также играет тесное сотрудничество Соединенного Королевства с разведками США, Канады, Австралии и Новой Зеландии на основе Соглашения о радиотехнической разведывательной деятельности UKUS SIGINT. Независимой Шотландии придется искать собственных союзников и заключать новые соглашения. Потенциальные затраты на подобное сотрудничество явно выходят за оборонный бюджет SNP.
SNP признает, что основная угроза в современном мире может исходить от кибершпионажа. В настоящий момент Шотландия пользуется теми же системами защиты, что и остальная Британия. Воспроизводство подобной системы после независимости может обойтись в миллиарды фунтов. Разумеется, эта необходимость отпадет, если правительство независимой Шотландии сможет договориться с Лондоном о праве пользованиями прежними системами защиты. Как далеко в этом отношении будет распространяться добрая воля англичан – большой вопрос.
Шотландии придется самой пробивать себе путь в НАТО. Если переговоры о разделе активов между Британией и Шотландией пойдут со скрипом, НАТО может не захотеть создавать напряженность в своих рядах.
Что говорят политики
Министр обороны Великобритании Филип Хэммонд заявил, что "независимая Шотландия не может рассчитывать на такой же уровень обороны, каким она пользуется в составе Соединенного Королевства".
Первый министр Шотландии и лидер SNP Алекс Салмонд призвал "не заниматься паникерством. После независимости у Шотландии будет небольшая, но эффективная армия, которая будет выполнять нужные стране функции по примеру Норвегии и Дании".
Президент США Барак Обама с одной стороны заявил, что вмешиваться в то, как шотландцы будут решать свою судьбу, не намерен, однако Соединенным Штатам нужен "сильный, крепкий, единый и эффективный партнер".
Папа римский Франциск тоже не остался в стороне.
"Меня очень беспокоит голосование, которое может расколоть Великобританию", - сказал он. Вряд ли понтифик имел в виду именно оборону, но его чувства сомнений не вызывают.
Что говорят аналитики
Профессор Эндрю Дорман из Королевского колледжа в Лондоне опубликовал большую аналитическую статью в журнале Британского королевского института международных отношений Четтэм Хаус. В ней он собрал мнения своих коллег о том, какие последствия ждут шотландцев, если и когда забота об обороне перейдет от Лондона к Эдинбургу.
У граждан Шотландии, оказавшихся в горячих точках, будет меньше шансов на срочную эвакуацию: у правительства просто может не быть под рукой необходимых кораблей или самолетов.
Вопрос о членстве в НАТО (также как и в ЕС) вовсе не является автоматическим.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса, расположенные в Шотландии, могут пострадать как в случае голосования "за", так и "против" независимости. Сейчас правительство в Лондоне зачастую склонно учитывать интересы шотландцев, а не англичан, чтобы зря не обижать северного соседа. Закрыв верфи в Портсмуте, их оставляют в Клайде. И это несмотря на то, что число новобранцев в вооруженных силах Великобритании из Шотландии постоянно снижается.
После сентябрьского референдума Вестминстер может прекратить политику "морального умиротворения" шотландцев и начать консолидировать все оборонные объекты и предприятия к югу от границы, так сказать, на всякий случай.
Англии, оставшейся без Шотландии, возможно, придется вообще отказаться от программы "Трайдент", потому что цена передислокации окажется слишком высокой.
Надежда на добрую волю
Представитель SNP по вопросам обороны Ангус Робертсон заявил, что после независимости Шотландия будет "тесно сотрудничать с нашими друзьями и соседями, чтобы обеспечить военное сотрудничество и поддержку". Насколько интересно это будет тому же Северо-Атлантическому альянсу – большой вопрос. Руководство НАТО уже отметило, что предполагаемый размер ВВС Шотландии в 12 или 15 истребителей Eurofighter недостаточен для быстрого и адекватного реагирования на угрозу с воздуха, и их требуется как минимум 30.
При этом противники независимости со всех сторон британского политического спектра утверждают, что планы SNP по созданию новой системы обороны страны являются ничем иным, как "списком пожеланий, в котором отсутствует финансовая составляющая".
Похоже, что в планы националистов на оборону независимой Шотландии входит тесное военное сотрудничество с остальным Соединенным Королевством, а также не менее тесное сотрудничество с Норвегией и Данией по патрулированию северных морей. Согласие скандинавских стран подразумевается, но пока не получено.
Министерство обороны Великобритании еще не представило никаких планов своих действий в том случае, если Шотландия станет независимой.
Возможно, что обе потенциальные стороны переговоров ждут малоприятные сюрпризы.