Не так давно вниманию пользователей «Zakon.kz» была представлена публикация, в которой высказывалось мнение относительно ситуации, сложившейся в коммунальной сфере областного центра Северо-Казахстанской области – г. Петропавловска. В частности, в тексте статьи речь шла о деятельности энергетической компании АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» - дочернего предприятия АО «ЦАЭК». Сегодня мы представляем взгляд АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» на проблемы, описанные в статье.
Первым, на что указывает неизвестный автор, это тарифы в коммунальной сфере г. Петропавловска, которые, по его словам, «необоснованно завышаются всё больше и с каждым годом»:
В соответствии с Законом РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», тарифы на регулируемые услуги субъекта естественной монополии утверждаются не чаще, чем через 12 месяцев. При этом по закону они должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, а также учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии. Однако ежегодно тариф на услуги монополиста формируется без соблюдения выше установленных принципов, и уровень тарифа повышается лишь на величину инфляции. Соответственно, субъект вынужден ежегодно обращаться в регулирующий орган (Департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий) для рассмотрения заявки об утверждении тарифа для возмещения индексации затрат и возможности получения прибыли. Как правило, по монопольному виду деятельности, о прибыли в тарифе можно говорить только в части инвестиционной составляющей для проведения капитальных ремонтов и модернизации объектов (закупки счетчиков и пр.). Такая практика сложилась не только в Петропавловске, но и по всему Казахстану. Поэтому, при наступлении нового отопительного периода, повышение тарифов на услуги монополистов обусловлено в большей части возмещением индексации затрат монополиста. Следовательно, высказывания о «постоянном и галопирующем росте тарифов» не верны.
Далее автор поднимает тему тепловых счётчиков, обвиняя монополистов в навязывании горожанам приобретения и установки приборов учёта за счёт самих потребителей, по мнению автора, энергетики должны это делать за собственные средства.
Предоставляем разъяснения по данному вопросу. Во-первых, начиная с 2010 года, энергоснабжающая организация ТОО «Севказэнергосбыт», на которую возложена законом (т.е. государством) обязанность обеспечить установку общедомовых приборов учета тепловой энергии на основании заключенных договоров, выполняет требования законодательства. В целях обеспечения заинтересованности потребителей города в установке теплосчетчиков, ТОО «Севказэнергосбыт» предложило заключение договоров на приобретение и установку на условиях рассрочки по оплате на один год. Если этот способ приобретения потребителей не устраивает, то государство предлагает свой вариант, который представляет собой механизм финансового лизинга. Данная программа неоднократно уже освещалась в СМИ в связи с поездками по стране рабочей группы во главе с председателем правления АО «Фонд развития ЖКХ» Анатолием Шкарупой. Суть данного механизма заключается в следующем: бюджетные средства будут направлены в АО «Фонд развития ЖКХ», после чего компания-монополист (в нашем случае - ТОО «Севказэнергосбыт») должна подать заявку в эту организацию на оплату установки прибора учёта. При этом непосредственно для установки счётчиков будут привлекаться сторонние независимые частные фирмы - так называемые поставщики приборов учёта. Далее между АО «Фонд развития ЖКХ» и монополистом заключается договор финансового лизинга, и установка приборов оплачивается напрямую поставщику. Субъект естественных монополий (СЕМ) в течение четырёх лет погашает сумму установки и стоимости самого прибора по графику путём сбора средств с потребителей. То есть монополист в данном случае выступает только лишь гарантом возврата средств государству, собирая их с потребителей, указывая в квитанции сумму ежемесячных выплат. При этом следует отметить, что воспользоваться этими деньгами и получить прибыль энергетики не могут. Подсчитано, что в среднем ежемесячная плата по этой схеме, к примеру, со стандартной трёхкомнатной квартиры площадью 60 м2, помимо начислений, за электро- и теплоэнергию составит около 187,5 тенге.
Согласно Закону Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», субъект естественной монополии обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями. Законом также предусмотрена и обязанность потребителя иметь указанные приборы учета, более того, потребитель услуг субъекта естественной монополии вправе требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их.
Так же в Петропавловске, по мнению автора статьи, обстоит дело и с приборами учёта электрической энергии.
Как в случае с тепловыми счётчиками, действия монополиста производятся в строгом соответствии с законодательством. С 1 января 2014 года, согласно Закону Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», не допускается использование для коммерческого учета счетчиков электрической энергии с классом точности 2,5. Данные приборы учета, установленные у потребителей, не могут быть расчетными. Они подлежат замене на приборы учета электрической энергии, предназначенные для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток классом точности до 2.
При замене счетчиков электрической энергии в существующих объектах запрещается использование счетчиков электрической энергии, не предназначенных для дифференцированного учета и контроля расхода электроэнергии по времени суток. Следует отметить, что переход на дифференцированные тарифы по зонам суток на электроэнергию для бытовых потребителей (физических лиц) носит добровольный характер. По желанию потребителя многотарифный прибор учета электрической энергии может быть запрограммирован на один или два тарифа, что позволит рассчитываться по дифференцированным по зонам суток тарифам, поскольку стоимость электроэнергии, используемой в ночное время суток с 23-00 часов до 7-00 часов, значительно ниже среднего тарифа. И в этом направлении АО «Северо-Казахстанская Распределительная Электросетевая Компания» ведёт активную работу, поскольку внедрение современных технологий и энергоэффективного оборудования выгодно всем: оно способствует снижению потерь электроэнергии при передаче и, что немаловажно для потребителей, экономит их расходы на электропотребление.
Относительно следующего заявления автора о том, что «заставляют бизнесменов платить гигантские суммы за подключение к энергосетям», необходимо отметить некорректность такого заявления ввиду того, что законодательство четко регламентирует процедуру присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с Правилами пользования электрической энергией, утверждёнными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2013 года за № 713, выдача технических условий на присоединение к электрическим сетям и оплата услуг по присоединению производятся только при выдаче нагрузки свыше 100 кВт. В технических условиях при этом указываются требования, необходимые для подключения потребителя к электрической сети, в том числе требования по ее усилению (к примеру, увеличение сечения провода линии электропередачи, увеличение трансформаторной мощности подстанции, реконструкция подстанции с установкой дополнительных ячеек и т. д.). Это означает, что потребитель, намеревающийся присоединить нагрузку свыше 100 кВт, будет вынужден выполнять технические условия по присоединению и, соответственно, производить работы по усилению сети за собственный счет. Никто не отрицает, что затраты по усилению сети достаточно существенны, однако потребитель в данном случае платит за то, чем он в конечном итоге сам и пользуется.
Стоит отметить, что ранее, до 1 января 2009 года, в соответствии с Законом РК «Об электроэнергетике», при подключении дополнительных мощностей, потребители действительно должны были компенсировать затраты энергопроизводящих и энергопередающих организаций для расширения и реконструкции объектов электроэнергетических установок в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В настоящее же время действуют вышеприведённые нормы закона, согласно которым технические условия потребителям электрической и тепловой энергии выдаются энергопередающими организациями бесплатно и без посредников!
На сегодняшний день АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» делает всё возможное, чтобы предоставить потребителям качественные услуги тепло и электроснабжения. При этом компания постоянно вкладывает собственные средства в модернизацию и реконструкцию оборудования в рамках инвестиционных программ. Так, стоимость затрат на реализацию инвестиционных проектов за последние 3 года составила 24, 8 млрд. тенге. К примеру, только на Петропавловской ТЭЦ-2 АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» в 2012-2013 гг. было реконструировано два котлоагрегата станций №6 и №7, полностью смонтированы новые турбоагрегат станции №4 и котлоагрегат станции №8, осуществлён ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса 3-й секции золоотвала №2. Помимо генерации энергии, на энергопередающих предприятиях АО «Северо-Казахстанская Распределительная Электросетевая Компания» и ТОО «Петропавловские Тепловые Сети» строятся новые подстанции и распределительные пункты, внедряются новые технологии и системы. В 2013 году для удобства потребителей на базе ТОО «Севказэнергосбыт» был открыт технически оснащенный Контакт-центр.
В течение же ближайших 3-х лет Компания планирует инвестировать в модернизацию и реконструкцию производственного оборудования 31,5 млрд тенге. В результате реализации программы модернизации к 2015 году, устаревшее оборудование более чем на треть будет обновлено и заменено на энергоэффективное и современное, что значительно повысит коэффициент надёжности работы оборудования предприятий АО «СЕВКАЗЭНЕРГО». И это не просто слова, это подтверждается фактическими результатами деятельности. В 2013 году АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» выработало и отпустило в сеть на 9,6 % больше электроэнергии, чем в 2012 году. В 2014г.г. планируется дальнейший рост производства для обеспечения потребностей растущего регионального рынка. Все это стало возможным, благодаря усилиям компании по модернизации производственных активов.
Хотелось бы отметить, что по таким важным сферам экономики как тепло/электроэнергетика, должно использоваться не только чье-то личное субъективное мнение, но и реальные факты, обоснованные производственными показателями, программами индустриализации страны, а также использовалось мнение представителей отраслевых ведомств и профессиональных экспертов. В свою очередь, АО «СЕВКАЗЭНЕРГО» всегда открыто к конструктивному диалогу со СМИ и общественностью и готово предоставлять необходимую информацию о своей деятельности.