Как стало известно газете «Коммерсантъ», правительство России согласно частично снять запрет на дистанционную продажу алкоголя, действующий 2007 года и безуспешно оспариваемый в Верховном суде. Начать решено с вина, но, возможно, ограничения будут отменены и по другим категориям алкоголя. Онлайн-продавцы, для которых предлагается создать специальный реестр, должны будут получать не только розничную лицензию на торговлю спиртным, но и оптовую.
Поручение проработать вопрос о целесообразности существования запрета на розничную продажу алкоголя дистанционным способом было дано Росалкогольрегулированию (РАР) и другим профильным органам исполнительной власти в понедельник на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщили "Ъ" источники в правительстве. В РАР "Ъ" подтвердили факт такого поручения, отказавшись от других комментариев.
Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича (принимал участие в совещании у Дмитрия Медведева) Алия Самигуллина уточнила, что вице-премьер считает возможным снятие запрета на дистанционную торговлю в первую очередь вина. Но, добавляет она, не исключено, что разрешение распространится и на другие категории алкоголя. "Главным условиям снятия запрета является наличие механизмов контроля за данным сегментом торговли",— отмечает госпожа Самигуллина.
Запрет дистанционной торговли алкоголем был установлен постановлением правительства РФ (N612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом") еще 27 сентября 2007 года, однако в законодательстве ограничения такой торговли прописаны не были.
Исправить ситуацию в этом году решил зампред комитета по экономической политике Госдумы Виктор Звагельский, который внес свой законопроект: в нем предусмотрен комплекс мер, запрещающих различные способы дистанционной торговли алкоголем, в том числе через его продажу в комплекте с другими товарами. Последний способ обойти запрет пользовался особой популярностью у продавцов, когда формально алкоголь продавался в нагрузку с другими товарами.
Господин Звагельский сообщил "Ъ", что вопрос о дистанционной торговле обсуждался у господина Дворковича на совещании во вторник. "Я согласен с позицией вице-премьера и в настоящее время дорабатываю изменения в законопроект, которые позволят более гибко подходить к тем участникам интернет-торговли, которые работают добросовестно". По его словам, предлагается создать реестр компаний, которые смогут торговать алкоголем дистанционно, такой реестр будет находиться в ведении РАР. Эти компании, в свою очередь, должны будут иметь не только розничную, но и оптовую лицензию на торговлю алкоголем. Что касается перечня алкогольной продукции, которая будет разрешена к продаже в интернете, то, говорит Виктор Звагельский, в него планируется внести вино, но не все, а только с защищенным географическим наименованием (как российское, так и импортное). "В этот перечень мы точно не будем включать водку, по остальным категориям алкоголя еще будем думать",— утверждает депутат.
Запрет на дистанционную продажу алкоголя ранее в судах пыталась оспорить компания "Европа", однако в 2011 году Верховный суд решил оставить в силе постановление правительства. В этом году о необходимости отмены запрета писал Аркадию Дворковичу президент "Опоры России" Александр Бречалов. В письме (копия имеется у "Ъ") он отмечал, что существующий запрет "направлен исключительно на легальных и добросовестных участников рынка, в то время как нелегальные торговцы алкоголем продолжают свою деятельность, несмотря на отсутствие у них лицензии на регулируемый вид деятельности". Предложение "Опоры России" — ввести специальную лицензию на продажу алкогольной продукции в интернете, которую будет выдавать РАР. Получить ее смогут только те торговцы, у которых есть лицензированные склады. Руководитель пресс-службы "Азбуки вкуса" Андрей Голубков заявил, что сеть сейчас не торгует алкоголем через интернет, но начет это делать в случае снятия запрета на дистанционную торговлю. "С большой долей вероятности это положительно повлияет на товарооборот, так как покупателю не придется отдельно заезжать в торговую точку за алкоголем",— прогнозирует господин Голубков.
В имеющемся в распоряжении "Ъ" письме в Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) виноторговые компании "Вайнстайл", "Вайн-Бутик", "Мурведр", "Прогресо", "Савон-М", "Мультура" писали, что по статистике таких ресурсов, как "Яндекс", услугами интернет-ресурсов алкогольной тематики пользуются обеспеченные слои населения, возраст которых в 96,4% случаев больше 18 лет. При этом, указывали авторы письма, средняя стоимость бутылки, которую продают подобные сайты, составляет 1 тыс. руб. Предправления СПАП Дмитрий Добров, в свою очередь, отмечает, что при росте продаж товаров в интернете нынешние ограничения по торговле алкоголем приводят к тому, что легальный производитель вообще не имеет возможности использовать этот канал сбыта. "Он целиком и полностью занят поставщиками, продукция которых очень часто левак",— говорит он.
Олег Трутнев, Анастасия Дуленкова, Денис Скоробогатько