Подполковник финансовой полиции Сайрам Жакенов уверяет, что его подставили и обвинили в коррупции. Свою правоту он сумел доказать в суде, который вынес оправдательный приговор. Несмотря на это, бывший финполовец не может восстановить свое честное имя.
В 2008-м году Сайрам Жакенов работал заместителем начальника межрайонного отдела финансовой полиции по Балхашскому региону. Тогда же в городе открыли завод по производству чугуна, который принадлежал компании «AB Меtalls». На формирование его уставного фонда государство направило 150 миллионов тенге. Потом руководство завода заключило договор с фирмой «Богет», чтобы ее сотрудники охраняли территорию предприятия. Из-за директора этой компании впоследствии и пострадал подполковник финполиции Жакенов.
- В 2010-м году водитель председателя правления завода изнасиловал дочь директора компании, – рассказывает теперь уже бывший работник финполиции Сайрам Жакенов. – Видимо, тот решил отомстить за нее, поэтому и пришел к нам в отдел. Меня вызвал начальник и сказал, что пришел человек, который хочет, чтобы мы наказали «AB Меtalls». Он заявил, что на заводе занимаются воровством, но никаких конкретных фактов не привел. Я поговорил с этим человеком, все ему разъяснил и он ушел. Позже я с ним еще несколько раз встречался, чтобы узнать оперативную обстановку на предприятиях, которые охраняет ТОО «Богет».
В январе 2011 года подполковник финансовой полиции узнал, что его «взяли в оперативную разработку». За ним следили и прослушивали его телефон сотрудники управления внутренней безопасности Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
- Как оказалось, в Агентство обратился председатель правления компании «AB Меtalls», – говорит бывший финполовец. – Он сообщил, что я якобы требовал у него взятку за общее покровительство, то есть за «крышевание» его фирмы. За это я якобы просил у него 20 тысяч долларов. Но мне почему-то «передали» всего 750 тысяч тенге. И то не мне, а директору охранной фирмы.
По словам подполковника финполиции, его просто подставили и обвинили в получении взятки. Потом был приказ об увольнении «в связи с совершением коррупционного правонарушения». Хотя статья «Получение взятки» относится к категории «преступление». Под документом стояла подпись начальника департамента финансовой полиции по Карагандинской области Малгаждара Таткеева.
Спустя два дня на подполковника Жакенова завели уголовное дело. Через пять месяцев его посадили под домашний арест. А спустя еще две недели, в августе 2011 года, расследование закончилось и уголовное дело передали в суд Балхаша. Только тут бывший замначальника межрегионального отдела финполиции узнал все подробности. В частности, кто и почему согласился «передать» ему взятку за «крышевание» завода.
- Сотрудники службы безопасности многих пытались ко мне подослать, но в итоге взяли директора охранной фирмы, – объясняет подполковник Жакенов. – Они задержали его после того, как он забрал часть долга, 750 тысяч тенге, у руководителя завода. Директора «прессовали» и требовали отвезти эти деньги мне. Но он отказался и сказал, что это его заработанные деньги. Он даже писал заявление в областную прокуратуру о том, что его избивали. Но прошло пять месяцев, и директор дал другие показания – сказал, что эти 750 тысяч предназначались мне. Правда, к тому времени он сильно натерпелся. Его четыре раза избивали. Его лишили водительских прав, хотя он был трезвый за рулем.
Суд над подполковником финполиции Жакеновым шел девять месяцев. В итоге судья вынес оправдательный приговор. Он уже вступил в законную силу. Несмотря на это, Сайрам Жакенов никак не может избавиться от клейма «коррупционер», которое на нем поставил тот самый приказ об увольнении.
- После этого я подал иск об отмене приказа об увольнении, – рассказывает Сарам Жакенов. – Суд первой инстанции удовлетворил его частично, признав, что меня уволили незаконно. В решении сказано: «увольнение Жакенова в связи с совершением коррупционного правонарушения не согласуются с законом». Но в должности меня не восстановили, сославшись на то, что истек трехмесячный срок давности. Я в суде объяснял, что не мог заниматься восстановлением и оспаривать приказа по той причине, что был под домашним арестом. Мне судом было запрещено писать письма, звонить по телефону. Все было запрещено. Меня охраняли.
Все эти доводы подполковник финполиции приводил и апелляционной коллегии. Но она оставила без изменения решение районного суда. Компенсацию морального вреда в 250 тысяч тенге Сайрам Жакенов со своего бывшего работодателя все-таки взыскал, а вот вернуться в финансовую полицию не смог. Теперь подполковника не берут на работу в государственные структуры.
Сайрам Жакенов пытался защитить свою честь и достоинство в суде. Проиграл дело. Подавал иск на финполицию и просил обязать ее выдать документ, который подтверждает совершение им коррупционного преступления. Документ не приняли. Подполковник писал заявления своему бывшему начальству, но все бесполезно.
- Ответа нет! Потому что документов нет! – уверен Сайрам Жакенов. – Но, несмотря на это, меня считают коррупционером. Они поставили крест на моей репутации. Поставили крест не только на мне, но и на моих детях. Теперь их будут считать детьми коррупционера.