Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 23 января 2013 года поручил председателю АО «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву начать строительство газопровода Тобол-Кокшетау-Астана. Деньги на проектные работы были успешно потрачены, но сам проект был приостановлен из-за дороговизны, сообщает КазТАГ.
Поможет ли Астане заграница
Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин сообщил журналистам 27 августа текущего года, что газификация Астаны может быть проведена с помощью транзитного газопровода из России в Китай.
«Глава государства и премьер нашей страны проявили инициативу о том, чтобы рассмотреть совместно с Россией возможность строительства газопровода из России в Китай через Казахстан», - сказал У. Карабалин на брифинге, напомнив, что один восточный газопровод из России в КНР уже есть.
«Второй газопровод планировался через Алтайские горы напрямую в Китай. В этом отношении с нашей стороны было предложено, по-моему, 14 апреля на совместном заседании глав правительств стран ЕврАзЭС наш премьер озвучил предложение построить из России через Казахстан, в том числе через Астану, газопровод и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу в Китай с таким газопроводом транзитным. С российской стороны проявлен определенный интерес. Сегодня мы делаем рабочую группу для более скрупулезного рассмотрения этого вопроса», - сказал он.
При этом данный проект пока существует только в форме идеи и не имеет каких-либо сроков по строительству газопровода. Таким образом, получается, что сам Казахстан с огромными запасами нефти, газа и денег от их продажи в Нацфонде не может газифицировать собственную столицу и уповает на Россию и Китай. А если они не захотят проводить транзитный газопровод через Астану, ведь Алтай не так близок к нашей столице, и поэтому жители Астаны продолжат топить свои дома углем?
Где Зин, бензин? Эх, Зин...
Тут невольно вспоминается и последнее объяснение У. Карабалина о том, почему нам не хватает бензина. Оказывается из-за того, что Россия увеличила поставки в Крым, а Казахстан вынужден договариваться о приобретении ГСМ в Азербайджане и Туркменистане.
«В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только начал выходить в рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам», - сказал У. Карабалин.
Получается, что от дефицита бензина нас опять могла бы спасти Россия, но почему-то не сделала этого. В итоге мы вынуждены ходить по другим нефтяным державам с протянутой рукой, чтобы наполнить наши канистры топливом. А ведь за 20 с лишним лет независимости были и нефтяные доходы, и возможности для строительства новых НПЗ и реконструкции старых с учетом произошедшего во всех странах бывшего СССР резкого роста уровня автомобилизации.
Понты в отложенном режиме
К сожалению, в настоящее время проект газопровода Тобол-Кокшетау-Астана завис в так называемом отложенном режиме. Деньги на технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию в общей сумме порядка Т5 млрд уже потрачены, но проект пришлось отложить по причине дороговизны. Сам газопровод стоит порядка $1 млрд. На первый взгляд кажется действительно очень дорого, но есть и другие примеры рачительного расходования бюджетных средств. К примеру, Азиада-2011 обошлась нам в $1,65 млрд, а ЕХРО-2017 уже будет стоить, если не подорожает в итоге, $3 млрд.
Ирония судьбы в том, что строительство газопровода для того, чтобы столица нефтегазового Казахстана могла постепенно отказаться от угля, признано дорогим, а втрое более дорогой проект, который показывает миру нашу страну как стремящуюся к новым технологиям и энергии будущего, признан адекватным.
Хотя любой человек, который топил печь всю зиму в частном доме на севере страны, живо проголосовал бы и за депутата, лоббирующего строительство такого газопровода, и за министра, практически поддержавшего эту инициативу. Однако, возможно, таковых нет, потому что представители властей не знают, что такое выгребать золу долгой северной зимой или никогда сами с этим не сталкивались.
Ты помнишь, как все начиналось?
Хотелось бы напомнить, что еще 26 апреля 2012 года тогдашний министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил в ходе онлайн-конференции, что на строительство газопровода Тобол-Кокшетау-Астана предполагается выделить из бюджета Т175 млрд. На тот момент технико-экономическое обоснование проекта уже прошло госэкспертизу, а «КазМунайГаз» работал над проектно-сметной документацией.
«В начале следующего года мы приступим уже к строительству», - пообещал тогда глава миннефти. С.Мынбаев уточнил, что мощность газопровода на первом этапе составит 1,5 млрд кубометров в год.
«Этого, я думаю, на 10-12 лет точно хватит, после этого по мере роста потребления, строительства газовых сетей, по мере привыкания населения можно говорить о расширении объемов прокачки», - сказал он.
Однако 5 октября 2012 года работавший тогда премьер-министром Серик Ахметов сообщил, что стоимость проекта составит более Т200 млрд.
«Проект этот начал реализацию в том плане, что технико-экономическое обоснование утверждено. В его рамках стоимость проекта составляет, (…) если сама труба стоит 170 млрд тенге, (…) более 200 млрд тенге – 213 или 215 млрд тенге», - сказал глава правительства на расширенном заседании фракции партии «Нур Отан», отвечая на вопросы депутатов.
11 октября 2012 года работавший заместителем председателя правления фонда «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев сообщил, что общая мощность газопровода будет снижена вдвое – с 6 до 3 млрд кубометров в год. А 19 октября тогдашний министр финансов Болат Жамишев сообщил, что строительство газопровода будет стоить Т209 млрд, а сам проект будет начат силами «Самрук-Казыны».
«Проект начнет реализовываться уже в следующем году за счет средств (ФНБ «Самрук-Казына» – КазТАГ). Фонд планирует профинансировать капитальные вложения в следующем году на сумму 120 млрд тенге. Всего проект стоит где-то 209 млрд тенге», - сказал он во время онлайн-конференции. При этом он сообщил, что само проектирование вышло на последнюю стадию.
Сухой остаток уже без газа
В сентябре 2013 года миннефти сообщал уже об обсуждении российским «Газпромом» и «КазТрансГазом» возможной схемы заполнения газом будущего газопровода Тобол-Астана посредством взаимозамещения или прямой покупки газа в России. Интересно, что в том же месяце было сообщено даже о возможности продления газопровода до Караганды.
Но в итоге всех потуг строительство газопровода так и не началось и, судя по всему, не начнется и в следующем году. Это означает, что, скорее всего, щедро пропиаренную международную выставку ЕХРО-2017 Астана встретит как обычно – городские ТЭЦ будут сжигать мазут и уголь, чтобы дать городу отопление и горячую воду.
Да и не только ТЭЦ, но и многочисленные частные дома, времянки, дачи и так далее. Ведь они будут топить свои жилища таким же углем и дровами, как и их предки в каменном веке. В итоге в сухом остатке мы имеем спущенное на тормозах поручение главы государства, чехарду с министрами и главами нацкомпаний и Астану, включая и левый берег реки Есиль, отапливаемые привозным мазутом, местными дровами и каменным углем.
Жанболат Мамышев