Юристы предлагают создать Национальную палату граждан

Успешное развитие Казахстана напрямую зависит от деятельности и взаимодействия трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Судебная власть является наиболее открытой и прогрессивной из трех властей, так как максимально использует современные технологии в своей работе и к тому же предусмотрен достаточно полный и объективный механизм обжалования судебных решений и действий. 

Претензии к судебной системе обусловлены двумя основными причинами, это несовершенство законодательства и в меньшей мере – качеством правосудия. Так как судебная система не является законодателем, то она и не может влиять на качество применяемых законов, принятие которых находится в компетенции законодательной власти.

Законодательная власть в лице Парламента проводит огромнейшую работу в своем направлении, но качество законов в первую очередь зависит от разработчиков законов, которыми является исполнительная власть в лице Правительства, министерств и ведомств.

Таким образом, основными разработчиками, а потом и применителями законов являются органы исполнительной власти.

Мы считаем, что именно исполнительная власть является самой слабой и неразвитой среди трех ветвей власти и мешает успешному развитию нашей страны

Это подтверждается несколькими нижеприведенными примерами, а можно еще привести таких тысячи фактов.

Название и ссылка на статью

Недостатки органов исполнительной власти 

 

Расширенное заседание Правительства под председательством Главы государства
(г.Астана, 6 августа 2014 года)

https://pravo.zakon.kz/4645006-rasshirennoe-zasedanie-pravitelstva-pod.html

 «Такой неповоротливый чиновничий аппарат становится тормозом в  реализации принимаемых мер, снижает их эффективность. Поэтому каждый руководитель должен подумать о совершенствовании своего аппарата, - отметил Президент Казахстана. Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость формирования компактного Правительства с переносом центра принятия решений на уровень министерств и регионов, для того чтобы повысить оперативность и эффективность работы госаппарата, сократить волокиту и бюрократизм.

 

Система госуправления остается неизменной, что делает реформу правительства «витринной» 
https://forbes.kz/process/expertise/myi_ ... inisterstv

Никуда не исчезает многозвенность бюрократического аппарата, на которую посетовал президент и которая действительно является бичом госуправления. На одного исполнителя приходится несколько начальствующих звеньев. Общее число министерств и комитетов радикально уменьшилось, но это ничего не меняет в пределах каждого отдельно взятого ведомства. Путь документа или решения останется таким же извилистым. И он станет труднее, поскольку в суперведомствах будет намного сложнее добиваться согласования с руководством, даже чисто физически.

И отсюда следует простой вывод: эффективность компактного правительства невозможна при сохранении доминирующей роли государства в экономике и общественной жизни. Проводимая сейчас волна приватизации ситуации не изменит, поскольку она лишь сократить официальное количество субъектов государственной собственности, но не их общую долю в экономике. Но дело даже не в этом. Все представленные на расширенном заседании правительства меры по обеспечению экономического роста сводятся к ручному управлению.

 

Несогласованные действия Кабмина и Национального банка привели к топливному кризису в РК

 

https://auto.zakon.kz/4654533-nesoglasovannye-dejjstvija-kabmina-i.html

Топливный кризис в Казахстане произошел из-за несогласованных действий Правительства и Национального банка. Такое мнение высказал журналистам телеканала «Астана» экономист Айдархан Кусаинов. По его оценке, силами профильного ведомства повышение цен на бензин могло произойти постепенно, а дефицит можно было предотвратить. 

Казахстан в Отчете Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности на 2014-2015 годы
https://www.nac.gov.kz/news/814/

Самое существенное ухудшение наблюдается по издержкам сельскохозяйственной политики (57; -17). Также Казахстан значительно потерял позиции по таким показателям, как экспорт, в процентах от ВВП (68; -16), распространенность торговых барьеров (63; -15), нерегулярные платежи и взятки (80; -15) и защита инвесторов (22; -12).

Министр экономики признал повальную коррупцию в стране
https://news.nur.kz/330774.html

Об этом заявил министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев, сообщает ИА Новости-Казахстан.

"Сдерживающим фактором в развитии институтов по–прежнему остается высокий уровень коррупции. Так, Казахстан опустился на 15 позиций до 80 места по показателю неформальных платежей и взяток. Согласно опросам ВЭФ, наиболее коррупциогенными сферами являются ЖКХ, судебная система, таможенные процедуры", - сказал Досаев на брифинге после заседания правительства.

НПП Казахстана огласит имена чиновников, препятствующих развитию бизнеса
https://www.palata.kz/ru/media-about-us/10116

С начала года,  в систему НПП поступило 3168 обращений, из которых в центральный аппарат поступило 1036 обращений. Положительно решено свыше 600 обращений. Советом по защите предпринимателей проведено 8 заседаний, рассмотрено 24 вопроса по линии защиты бизнеса, положительного эффекта удалось добиться по 15 вопросам. 

Депутаты РК перессорились сразу с двумя министерствами из-за законопроекта

 

 

https://www.zakon.kz/4653993-deputaty-rk-peressorilis-srazu-s-dvumja.html

 

 

Мажилисмены в пух и прах раскритиковали работу МИДа и министерства образования. А все потому, что те решили предоставить полный дипломатический иммунитет менеджерам так называемой Тюркской Академии. Ее президента и вице-президента, а также их ближайших родственников Кабмин почему-то захотел освободить от налогов и уголовной ответственности. Депутатам это очень не понравилось,

Предприниматели обратятся в Кабмин из-за запрета в Казахстане продажи пива в пластиковой таре
https://www.newskaz.ru/economy/20140912/6939912.html

Палата предпринимателей  ВКО в пятницу провела брифинг, где выразила несогласие с позицией налогового органа о запрете для субъектов, осуществляющих оптовую и розничную реализации алкогольной продукции в бутылках без этикетки и пластиковой емкости. Это нанесет ущерб многим субъектам МСБ, считают предприниматели. Региональная палата предпринимателей планирует обратиться в правительство страны за помощью в решении данной проблемы.

В новом отчете агентства Standard&Poor`s (S&P) поставлена под сомнение целесообразность некоторых решений Нацбанка
https://www.newskaz.ru/economy/20140908/6921880.html

«Мы полагаем, что, несмотря на положительный эффект от введения новых требований к минимальному размеру капитала, основные негативные факторы для казахстанского банковского сектора останутся прежними. К этим факторам мы относим недостаточно жесткие регулирование и надзор, агрессивную практику риск-менеджмента большинства банков и не всегда эффективные процедуры корпоративного управления», - считает кредитный аналитик Standard & Poor`s Екатерина Марушкевич. 

Алматинские ветераны обвиняют Минздрав в коррумпированности
https://www.radiotochka.kz/news/full/4142.html

 

Причину затягивания строительства госпиталя для инвалидов войны, ветераны связывают с территорией, на которой должны построить это здание. Хоть старый корпус заброшен и находится в аварийном состоянии, зато - расположен в живописном, престижном предгорье Заилийского Алатау. И занимает место общей площадью больше 11 гектар, со всеми подведенными и действующими коммуникациями.

"У нас создается мнение, что все чиновники Минздрава коррумпированы. И дожидаются момента, для того, чтобы эту землю, как изначально, наверное, планировалось отдать под индивидуальное жилищное строительство, для людей, которые могут заплатить определенные деньги. Эта земля, вы видите в каком районе находится, здесь подведенены все коммуникации, вода, газ, канализация, свет, телефон, все есть", - заявил председатель Координационного совета ветеранских организаций воинов-интернационалистов Алматы


К.Джанбурчин проинформировал о системных проблемах в исполнении республиканского бюджета

https://www.inform.kz/rus/article/2697930

 

Председатель Счетного комитета проинформировал о системных проблемах в планировании и исполнении республиканского бюджета. В частности, отмечены расхождения в методологии определения объемов неосвоенных бюджетных средств, отсутствие должной ответственности за некачественное бюджетное планирование, несогласованность стратегических и программных документов государственных органов. Также имеются факты неэффективного использования бюджетных средств и активов государства субъектами квазигосударственного сектора.

Какие недостатки работы правительства вы видите?
https://www.liter.kz/articles/view/23979

Хусаин ВАЛИЕВ, сенатор:

 – По результатам контроля Счетного комитета, финансового  контроля и ревизионных комиссий проведено 4469 проверок, 7445 объектов, передано в правоохранительные органы 472 дела и привлечено к административной ответственности 2545 человек. Сумма контроля финансовых средств, примерно 4,5 триллиона тенге, это более 50 процентов от бюджета, а выявленных нарушений суммарно около триллиона тенге. Надо говорить о системных проблемах освоения финансовых средств республиканского бюджета. В этом плане надо концептуально менять подходы к освоению бюджетных средств. Я сторонник того, чтобы контролю подвергался весь бюджет. Принципы и критерии формирования бюджета должны быть иными. 

 

Эксперт перечислил ошибки правительства Ахметова
https://today.kz/news/kazakhstan/2014-04 ... -axmetova/

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Адиль Каукенов.

«задачу — обеспечить баланс преемственности и промышленный рывок — правительство Ахметова, по всей видимости, в полной мере реализовать не смогло. Вспомним, что именно за громкие провалы некоторых проектов индустриального развития критиковался предыдущий кабинет министров

 

Депутаты призвали Правительство учесть ошибки приватизации 90-х в Казахстане
https://www.kazpravda.kz/news/view/25945

По словам Жазылбекова, электронная платформа gosreestr.kz имеет технические недостатки, кроме того, не полностью предоставлена информация об объектах приватизации. "На данный момент из 300 объектов, выставленных на продажу на 2014 год, уже продано 28 лучших объектов. Однако их приватизация была проведена без широкого оповещения общественности, включая потенциальных участников торгов в лице предпринимателей", – привел собственные доводы депутат.  

Казахстанских чиновников лишат возможности брать взятки

https://www.zakon.kz/4652569-kazakhstanskikh-chinovnikov-lishat.html

"Сегодня многие проверки проводятся по сфальсифицированным обращениям. Для исключения такой практики пересматривается назначение внеплановых проверок и исключается возможность подачи необоснованных или анонимных жалоб. В случае выявления таких фактов будут применяться жесткие меры к контролирующим органам", – продолжил Бакытжан Сагинтаев, обратив внимание на то, что все эти реформы вкупе с оптимизацией госуправления позволят максимально ликвидировать условия, способствующие коррупции.

Наталья Малярчук: Опасны все виды коррупции и все они ведут к разрушению государства

 

https://www.zakon.kz/4646248-natalja-maljarchuk-opasny-vse-vidy.html

По коррупции Казахстан с 122 места в 2004 году  сместился на 140 место в 2013-м (из 146 стран). 

О миссии нового агентства рассказал Кайрат Кожамжаров

 

 

https://www.zakon.kz/4652515-o-missii-novogo-agentstva-rasskazal.html

"Мы не должны скрывать, что самая актуальная проблема – это коррупция. Коррупция затронула государственные органы, судебную систему и правоохранительные органы. Если казахстанцы в борьбе с коррупцией будут проявлять свою гражданскую позицию, то мы победим эту важную проблему", – обратился к участникам заседания ОКДС Кайрат Кожамжаров.

Мажилис рассмотрит законопроект о разграничении полномочий между уровнями госуправления

https://www.zakon.kz/4651953-mazhilis-rassmotrit-zakonoproekt-o.html

О разработке и внесении в Парламент проекта Закона «О государственных закупках» в новой редакции, сказал Н.А.Назарбаев в своем выступлении на открытии 4 сессии Парламента 5 созыва.

 

Из-за недобросовестных подрядчиков имеется незавершенное строительство объектов, в т.ч. социальных, некачественное строительство, а в целом, неэффективное использование бюджетных средств.

 

Из года в год не уменьшается количество выявленных финансовых нарушений. По проверкам финансового контроля – общая сумма нарушений за 2013 год составила 262,4 млрд.тенге, из них 127 млрд.тенге нарушения, допущенные при проведении государственных закупок. И поэтому нужен новый Закон о государственных закупках, который также должен урегулировать вопросы закупки квазигосударственного сектора.

 

 

Назарбаев указал на недостатки и перспективы развития Костанайской области

 

 

https://www.zakon.kz/4650476-nazarbaev-ukazal-na-nedostatki-i.html

Глава государства подчеркнул, что вопрос загруженности новых перерабатывавших производств в Костанайской области вызывает серьезную обеспокоенность.

 

"Построили завод по переработке мяса, он работает на 50%, государственные деньги были потрачены нерационально", - сказал глава государства.

 

В этой связи, Н. Назарбаев отметил, что для эффективной реализации проектов еще до стадии финансирования необходимо осуществлять тщательные расчеты и хорошо изучать рынок.

 

Н.Назарбаев посетовал на многоступенчатость исполнения своих поручений

https://www.zakon.kz/4650296-n.nazarbaev-posetoval-na.html

«Сокращение никому не понятных созданных нами 9 агентств: ни в министерстве, ни как самостоятельное ведомство - не поймешь. Поэтому сокращение с 270 комитетов до 150 и сокращение агентств приведет к оптимизации и улучшению всей деятельности правительства. 

Н.Назарбаев попросил министров не перекладывать свою ответственность на других

 

 

https://www.zakon.kz/4650261-n.nazarbaev-poprosil-ministrov-ne.html

 Президент РК упомянул о том, что необходимо более четко следить за исполнением всех норм закона на местах.

Юристы требуют признать девальвацию незаконной

https://www.zakon.kz/page,1,3,4618498-juristy-trebujut-priznat-devalvaciju.html#show_comments

Юристы утверждают, что решение о девальвации не было оформлено в соответствии с законом и должно быть признано незаконным.


Как видно из таблицы, и Президент, и депутаты, и эксперты, да и само Правительство признают факт неэффективности и непрофессионализма госорганов, в результате чего в первую очередь наносится непоправимый вред правам и интересам граждан Казахстана.

В последние годы органы исполнительной власти настолько стали тормозить развитие нашей страны, что в 2013 году на законодательном уровне была создана Национальная палата предпринимателей, основной задачей которой является защита прав предпринимателей в отношениях с органами исполнительной власти. За год существования Палата проделала огромную работу, как на законодательном уровне, так и по защите прав отдельных предпринимателей.

Но НПП защищает интересы только предпринимателей, тогда как интересы и права простых граждан также нуждаются в защите от незаконных и необоснованных решений и действий государственных органов, так как существующие процедуры обжалования их действий не эффективны, что и подтверждается созданием Национальной палаты предпринимателей. Также малоэффективны существующие фонды, общественные объединения, партии и другие организации в области защиты прав граждан, потому что за двадцать лет независимости, все эти организации не могут победить чиновничий произвол, а наоборот, всё более и более госаппарат усиливает свои позиции, в основном через принятие удобных для него законов, которые часто к тому же и нарушаются самими госорганами.

Мы считаем, что необходимо создание института, аналогичного НПП, но для защиты прав граждан, например Национальной палаты граждан. Такая организация должна будет осуществлять общественный мониторинг за деятельностью госорганов, составлять рейтинги центральных государственных и местных исполнительных органов, иметь право напрямую докладывать Президенту о состоянии законности в стране, принимать участие в экспертизе проектов законов.

В России создана Общественная палата Российской Федерации, но мы предлагаем другой формат, более близкий к концепции казахстанской Национальной палаты предпринимателей.

Мы понимаем, что создание и деятельность Национальной палаты граждан потребует дополнительных расходов бюджета, но мы думаем, что Палата себя оправдает путем пресечения незаконных и необоснованных расходов бюджетных средств со стороны госорганов.

Жангельды Сулейманов, адвокат, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов
Счетный комитет Актау Актобе Алматы Казахстан Костанайская область Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: