Уже несколько месяцев в стране возмущаются предприниматели, рекламные агентства и СМИ. Даже депутаты признали, что поправка вредит развитию бизнеса в стране, а еще нарушает рекомендации Всемирной организации здравоохранения! Ну а юристы усмотрели в новом документе ограничение казахстанцев на доступ к информации, передает телеканал КТК.
Никотиновый пластырь поможет бросить курить, аспирин вылечит головную боль, а микстура избавит от изжоги. Об этом уже через два месяца будут рассказывать только специализированные издания. По новому закону рекламировать безрецептурные лекарства нельзя на телевидении, радио и в газетах. Но производители уверены: реклама не только инструмент для увеличения продаж, но еще и возможность ёмко рассказать людям о том, чем может помочь то или иное средство.
Светлана Оспанова, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей в РК:
- Международная система здравоохранения уже более 25 лет ведет работу по проекту осознанного, контролируемого самолечения. Реклама таких препаратов является фактически дополнительным источником информации для пациентов.
Для фармпроизводителей и СМИ новость стала неожиданностью. На обсуждение поправки ни бизнесменов, ни журналистов никто не пригласил. И те, и другие уже подсчитывают убытки. От запрета рекламы лекарств казахстанские СМИ потеряют до 4 миллиардов тенге в год. Впрочем, есть те, кому это выгодно.
Сергей Уткин, юрист:
- Врачи чувствуют свою ненужность. Частные клиники чувствуют, что у них доходов нет. Государственные клиники у нас тоже много чего коммерческого делают. Тоже чувствуют, что доходов нет. И вся эта огромная корпорация говорит: «Слушайте, а давайте запретим рекламу, чтобы нам больше доходов было».
Разработчики нового закона ограничивают права казахстанцев на доступ к информации, уверены юристы. Это притом, что почти каждый второй и так занимается самолечением.
Надежда Петухова, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Данная поправка, она наносит вред нашему бизнесу, нашим средствам массовой информации, потому что часть доходов они получают именно от рекламы. К тому же нарушается рекомендация ВОЗ, которая говорит о том, что каждый пациент имеет право знать информацию о лекарственном препарате или изделии медицинского назначения в целях улучшения своего здоровья.
Изменения должны вступить в силу 20 ноября. Но на днях депутаты все же пообещали подумать еще раз. Ведь эта законодательная пилюля мало кому кажется сладкой.
Яскевич Юлия