До настоящего времени главным источником развития неправительственных организациях (НПО) Казахстана являются гранты от международных организаций и иностранных государств.
Новый закон о НПО серьезно расширит их финансовые возможности за счет государственного бюджета. Поощряться при этом будет профессионализм.
Напомним, Гражданский Альянс Казахстана разработал проект закона, который позволит, в частности, финансировать неправительственные организаций в форме грантов за счет государственного бюджета. Кроме того, предусмотрено поощрение их премиями.
Как известно, НПО в Казахстане работают на безвозмездной основе, и в этом их главное отличие от коммерческих организаций. Основных источников их финансирования всего два - кроме иностранных грантов это выполнение госзаказа в очень узких рамках, определенных "Законом о госзакупках".
Причем во втором случае НПО лишается возможности тратить деньги на собственное развитие, покупку оборудования и обучение сотрудников. Иначе это может быть расценено как получение прибыли и нецелевое расходование бюджетных средств. Со всеми вытекающими отсюда санкциями.
Если гранты в практике отечественных НПО известный инструмент, то понятие премии в их профессиональной деятельности - принципиальное новшество.
В настоящем проекте закона одним из механизмов развития является "Премия для НПО". Именно использование термина "премия", позволят выделять государственные средства НПО на безвозмездной основе (по аналогии с премией "Дарын" или "Парыз") для дальнейшего их направления на институциональную поддержку.
По замыслу авторов законопроекта, премии призваны помогать как развитию НПО, так и реализации проектов на начальных этапах, когда с финансами туговато.
Стоит отметить, что предусмотрен полностью прозрачный порядок предоставления премий. Представление неправительственных организаций на соискание премии производится Координационным советом по взаимодействию с НПО при правительстве РК.
Стоит отметить, что предусмотрен полностью прозрачный порядок предоставления премий. Итак, представление неправительственных организаций на соискание премии производится Координационным советом по взаимодействию с НПО при правительстве РК.
Причем каждое представление проходит оценку экспертной комиссии, формируемой при уполномоченном органе. Критерии оценки тоже понятны - при оценке вклада соискателя в решение социальных задач учитывается общественное мнение, рецензии в СМИ, отзывы общественных организаций, а также советов по взаимодействию с НПО.
Во-вторых, премии для НПО присуждаются на очень высоком уровне - решением правительства страны.
Стоит подчеркнуть, что премии для НПО, в отличие от обычных, не могут распределяться между членами организации. Они должны расходоваться на их уставные цели.
То есть, с позиции бухгалтерской как бы налицо получение прибыли (скажем, в виде оборудования), но эти средства, по сути, также идут на общественное благо, а не на личное.
Законопроектом допускается использование Премии для НПО на благотворительные цели, материально-техническое оснащение и повышение квалификации ее сотрудников.
Говоря о расширении финансирования НПО государством, нельзя обойти стороной вопрос их профессионализма. Не получится ли, что общество будет поощрять благие намерения и дилетантизм энтузиастов?
Сейчас в РК зарегистрировано свыше 27000 НПО, и подавляющее большинство из них "всеядно" - то есть, они могут заниматься любой деятельностью. Однако в этом случае говорить о профессионализме данного НПО в какой-либо области не приходится.
Между тем, в большинстве развитых стран уделяется огромное внимание вопросам отраслевой направленности деятельности НПО. В частности, заниматься оказанием услуг в сфере здравоохранения имеют право лишь НПО, получившие специальный сертификат или лицензию.
При таком порядке вещей намного объективней и информативней сама система рейтингов НПО. Сертифицированные профессиональные организации на Западе входят в экспертные группы, им гораздо легче получить государственное финансирование.