Министр энергетики РК Владимир Школьник объяснил депутатам Мажилиса Парламента причины дефицита бензина марки АИ-92 в Казахстане, передает корреспондент Kazpravda.kz.
"Человеческим" языком попробую нормально сказать, что происходит. Прежде всего, речь идет о 92-м бензине. Мы потребляем в год бензина 2,8 миллиона тонн, которым пользуется большинство населения страны. А производим его 1,8 миллиона тонн в год. При этом в текущем году наши нефтеперерабатывающие заводы работают с нагрузкой в 105% по отношению к прошлому году. Чтобы снизить эту ситуацию, мы нашли возможность не останавливать на ремонт Шымкентский НПЗ. Он сейчас продолжает работать", – начал свое объяснение глава Минэнерго.
Он пояснил, что более миллиона тонн бензина АИ-92 Казахстан импортирует из Российской Федерации, и именно по этой причине идет модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов. Делается это с целью производить к концу 2016 – началу 2017 года достаточное количество светлых нефтепродуктов.
"Сложилась такая ситуация, что после девальвации тенге Правительство совершенно правильно приняло решение не повышать цены на бензин. Мы оставили Аи-92 на уровне 115 тенге за литр "на пистолете". В России за это время цены на бензин повысились до уровня 165–170 тенге за литр "на пистолете". Мы из России завозим бензин сюда. То есть бизнес нужно купить там по цене выше на 15–20–30%, привезти сюда и продать здесь дешевле. Бизнес, конечно, этого делать не хочет. И никто не будет себе в убыток этого делать. Такая ситуация сложилась по текущему году. Мы цену на бензин держим. И не завозим из России. То, что мы должны все время завозить – невыгодно. Это – один факт, который привел к этому кризису", – сказал глава Минэнерго.
Также Владимир Школьник рассказал о "смышленых" гражданах страны, которые незаконно транспортируют бензин в Россию для последующей продажи. Эта ситуация, заметил министр, также повлияла на рынок ГСМ. "Тот дешевый бензин, который есть у нас в приграничных регионах, люди смышленые, наверное, каждому надо выживать, заправляют в наших заправках. Хотя запрещен вывоз светлых нефтепродуктов. Но фура с объемом бака в одну тонну заправляется бензином, который дешевле на 30%, переезжает границу и пользуется этим дешевым бензином там. Он вывозится де-факто из нашей страны. Это усугубляет ситуацию на рынке нефтепродуктов", – посетовал Школьник.
В этой связи, добавил он, было принято "сложное решение": "Мы заставили оператора "КазМунайГаза" покупать бензин в России по тем ценам, по которым можно договориться, привозить сюда и продавать его по ценам, которые установлены здесь". Но, по словам главы ведомства, беда не приходит одна: в Краснодарском крае в это время сгорел Ачинский НПЗ, была авария на Рязанском заводе, Московском. И Россия сама начала испытывать дефицит бензина Аи-92.
"Но сложность еще в том, что Аи-92 в нашем понимании – К-2, то есть бензин Евро-1, Евро-2, которым у нас пользуются, они практически прекратили выпускать (российские НПЗ – Прим. автора). Они выпускают бензин марки К-4, К-5, это – Евро-4, Евро-5 по их классификации. У нас пока нет такого бензина, мы будем его выпускать. 92-й в нашем понимании – они всего лишь 30–40 тысяч тонн его выпускают и то, как остатки. При этом они стимулировали выпуск высококачественного бензина, уменьшили акцизы в 2 раза на К-4, К-5. Вот с такой ситуацией наша страна столкнулась", – рассказал Школьник.
Из-за дефицита бензина, уточнил он, Казахстан заключил контракт на ввоз 70 тыс. тонн ГСМ. "Мы добились все-таки через правительство Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, чтобы наши контракты исполнялись. И сейчас за сентябрь из России ввезено 35 тысячи тонн бензина 92-го разными способами. На октябрь мы запланировали ввоз 69 тысяч тонн из России. Мы думаем, что это снизит напряженность", – заключил он.
Автор: Айнур Курамысова