Казахстаном, на системной основе, создаются все необходимые условия для развития машиностроения: была принята отраслевая программа, разработан целый ряд мер господдержки инициатив бизнеса и мер секторальной поддержки. Об этом сегодня подводя итоги реализации первой пятилетки индустриализации (ФИИР) на форуме «Машиностроение Казахстана в Программе индустриализации 2015-2019» сказал министр по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана Асет Исекешев, передает Zakon.kz.
По словам главы МИР, благодаря программе индустриализации объем производства машиностроения в РК увеличился более чем в 2,8 раза с 301,4 млрд. тенге в 2008 году до 853,9 млрд. тенге в 2013 году. Реальный рост с 2008 по 2013 год составил – 175,1%. Валовая добавленная стоимость в отрасли выросла в 1,5 раза (в 2008 г. – 158,1 млрд. тенге, в 2013 г. – 233,4 млрд. тенге). Производительность труда увеличилась в 2,2 раза к уровню 2008 года и составила $24,3 тыс. в 2013 году.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 47,5 млрд. тенге, что в 3,4 раза больше чем за 2008 год.
Экспорт машиностроения по итогам 2013 года составил 1,3 млрд. долл. США.
Кроме того, по словам А.Исекешева, расширилась номенклатура выпускаемой продукции. Если в 2008 году машиностроение Казахстана было представлено 3 основными подотраслями, то в 2012 году машиностроение уже представлено 6 основными сегментами: производство автотранспортных средств; ремонт и установка машин и оборудования; производство электрического оборудования; производство электронной и оптической продукции и др.
Освоен выпуск локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов (зерновозы, полувагоны, контейнеровозы), легковых и грузовых автомобилей, спецтехники (пожарная и коммунальная техника), а также комплектующих к ним; мобильных буровых установок, индустриальных аккумуляторов.
За четыре года в отрасль привлечено более 1 млрд евро инвестиций. Инвестиций, прежде всего, в виде технологий мировых производителей машиностроительной продукции. GE, Alstom, Toyota, Siemens.
В 2013 году были запущены такие объекты, как:
В Костанайской области было запущено производства автомобилей марки Ssang Yong модели Nomad методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощностью 25 тыс шт. Завод по выпуску трубопроводной арматуры в Атырауской области мощностью 30 000 шт. в год, создано 75 рабочих мест; была произведена модернизация и расширение производственных мощностей завода по производству трансформаторного оборудования и электротехнической продукции в Южно-Казахстанской области, создано дополнительно 110 рабочих мест; было осуществлено внедрение производства по изготовлению крышек люков полувагонов в Восточно-Казахстанской области, мощностью 42000 шт., дополнительно создано 84 рабочих места; было внедрено создание производства фильтров для автотранспорта и иной спецтехники в Карагандинской области мощностью 148 000 шт.
За 2013 год, по словам Исекешева, новыми предприятиями машиностроения произведено продукции на сумму 119,5 млрд тенге или почти 14% в общем объеме машиностроения.В 1-ом полугодии введены в эксплуатацию еще 4 проекта.
В Костанайской области началось производство автомобилей марки TOYOTA модели FORTUNER методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощностью 3 тыс. автомобилей в год.
В Карагандинской области заработал германский завод по производству шаровых кранов мощностью 10 тыс тонн.
В Северо-Казахстанской области запущено производство по изготовлению энергетического котлового оборудования.
В Восточно-Казахстанской области теперь выпускаются электрофильтры, рукавные фильтры, циклоны, скрубберы, питатели сырого угля.
За время реализации госпрограммы в отрасли созданы тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест.
Особый импульс получили отрасли автомобилестроения, производства железнодорожной техники, сельскохозяйственного машиностроения.
Появился целый инновационный кластер железнодорожного машиностроения: локомотивы, силовые агрегаты, вагоны, комплектующие. Все это стало возможно благодаря совместной работе Правительства, ФНБ «Самрук Казына» и АО НК «КТЖ».
За 2013 год доля автомобилестроения в машиностроении по сравнению с 2008 годом выросла в 4 раза и составила 18,3%. В 2013 году отечественными предприятиями выпущено более 37 тыс. легковых автомобилей. Это почти в 2 раза больше чем в 2012 году и в 11,6 раз 2008 г.
Объем производства по сравнению с 2008 годом вырос в 12 раз (с 13,5 до 156,5 млрд. тенге).