Согласно п.1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан, так Республика Казахстан утверждает себя социальным государством [1].
Социальное государство стремится создать каждому гражданину благоприятные условия жизни, обеспечить высокий уровень защищенности.
Главным приоритетом развития нашей страны является социальная модернизация, направленная на улучшение жизни каждого гражданина Казахстана. Целый комплекс программ, реализуемый по инициативе Главы государства, охватывает все сферы жизнедеятельности населения и способствует повышению благосостояния казахстанцев.
Так, в стране действует программа по обеспечению занятостью населения. Сюда входит не только помощь в трудоустройстве, но формирование системы обучения актуальным специальностям, содействие в развитии предпринимательства, что в свою очередь создает новые рабочие места [2].
В сфере самозанятых граждан на казахстанском рынке труда в условиях рыночной экономики численность самозанятых с каждым днем растёт, так согласно официальной статистике, самозанятых граждан в стране насчитывается приблизительно трех миллионов и это конечно очень тревожит.
Для этой проблемы предлагаю следующие решения, что нужно:
Во-первых, издать Закон «О самозанятых граждан» определить статус для самозанятых граждан, возникновения и реализация прав и обязанностей, то есть законодательно урегулировать данные общественные отношения.
Так согласно в Законе РК от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.) дается само определение, кто такие же самостоятельные занятые лица? [3].
Самостоятельно занятые это - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников.
Для категории самозанятых граждан очень мало одного лишь определение в этой связи я предлагаю Законодательной власти далее Парламенту издать Закон «О самозанятых граждан», но сначала перед тем, как издать данный закон, нужно всё изучить, определить четкие правовые нормы и механизм правового регулирования данных общественных отношений.
Во-вторых предлагаю решить проблему самозанятых граждан.
По моему личному мнению проблему наших граждан можно решить следующим путем. Для начало предлагаю поделить самозанятых граждан на городскую и сельскую местность и так начнем с городской местности:
1. Первый путь, который можно решить проблему самозанятых граждан в городских местностях
Самозанятые граждане, которые индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг в городских местностях и для которых всё устраивает и они работают сами на себя (собственное дело), без пенсионных отчислений, без уплаты налогов для данных категории предлагаю следующие изменения.
Самозанятых граждан в городских местностях обязать уплачивать самозанятый подоходный налог не нужно путать с индивидуальным подоходным налогом, то есть ежемесячно самозанятые граждане обязаны будут перечислять в бюджет страны определенную сумму далее государство, прокручивает самозанятые денежные средства на своё усмотрения, но на условиях возвратности для самозанятых граждан в городских местностях.
Что это даст в целом?
Во-первых, самозанятые граждане могут спокойно дальше работать и заниматься своей деятельностью (в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, транспорте и строительстве и.т.д) но при условии уплаты самозанятого подоходного налога с последующим возвращением для самозанятых граждан их денежные средства.
Во-вторых, самозанятые граждане будут заинтересованы, потому что они ничего не теряют, так же работают, как и работали только теперь легально (законно) и под контролем государство.
В-третьих, самозанятый гражданин, накапливающий денежные средства и перечисливший в бюджет для прокручивания в дальнейшем может согласиться на пенсионные отчисления или вернуть свои денежные средства полностью себе после одного и более года с момента прокручивания себе обратно, но с ежемесячным и ежегодным отчислением в бюджет для прокручивания новых сумм денежных средств.
В-четвертых, мы придем к полной прозрачности теневой доходности в городских местностях и в целом по стране.
2. Второй путь, который можно решить проблему самозанятых гражан в городских местностях
Предлагаю Министерству здравоохранения и социального развития разработать патентную систему, которая позволит работать, легально получив только патент для самозанятых граждан не связанные с регистрацией в качестве ИП по патенту и не нужно сдавать никаких отчетов, регистрироваться в качестве ИП.
Таким образом, самозанятые граждане, работающие в данный момент в тени от государства могут реализовать себя, через приобретения единственного патента.
А что нужно для этого? А нужно будет всего лишь подать заявление в налоговый орган далее по месту жительству и получить самозанятый патент, система, которая позволит легально работать по нескольким видам деятельности, допустим, сдавать в аренду жилье, заниматься торговлей, предоставлять бытовые услуги, а также другие услуги не нужно платить налоги, а только стоимость патента.
Стоимость патента также предлагаю установить примерно в размере 50000-100000 тысяч тенге в год.
Рассмотрев в городской местности решение проблем, перейдем в сельскую местность, предлагаю следующим образом решить проблему.
1. Первый путь, который можно решить проблему самозанятых граждан в сельской местности
Здесь предлагаю разработать специальную государственную программу и поддержку на организацию собственного дела для самозанятых граждан в сельских местностях путем предоставления субсидий на патентной основе за счёт средств республиканского или местного бюджета.
Любой безработный самозанятый гражданин в сельской местности заключает с местным исполнительным органом на местном уровне договор на организацию собственного дела далее условия для заключения договора примерные, но можно еще лучше продумать и разработать:
1. Имеется регистрация в качестве безработного;
2. Не состоял в трудовых отношениях последние пять – десять лет (5-10);
3. Отсутствие в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
4. Получить патент в налоговом органе в качестве самозанятых граждан в сельской местности;
5. Предоставить вид своей деятельности (разведение крупного, а также мелкого рогатого скота, выращивание овощей и фруктов, заготовка мясных и молочных продуктов; грузоперевозки и транспортные услуги, ремонт мебели, розничная продажа, пошив национальной или просто одежды, парикмахерские услуги и так далее);
6. Самозанятые граждане на патентной основе после одного года реализации своей деятельности в сельской местности должны будут ежегодно оплачивать государству налог на землю и патент.
Предоставления бизнес кредита для самозанятого населения нет смысла тут связанно со многими факторами, такими как не имеющим достаточно средств самофинансирования многих лиц и так далее, а предоставления субсидий положительно окажется на экономики страны и самозанятых граждан.
Сельское хозяйство будет развиваться в лучшую сторону, конкуренция на рынке заметно изменится и улучшится, решим проблему самозанятых граждан.
Я думаю нужно попробовать, посмотреть и проанализировать ситуацию.
Ситуация самозанятых граждан можно урегулировать и держать под контроль государству далее государство с легкостью избавиться от теневой доходности в стране только таким образом можно будет решить проблему самозанятых граждан по моему личному мнению.
В целом я считаю, предложенные мною два варианта будут полезными, как для самозанятых граждан в городских, сельских местностях, так и государство.
Здесь выигрывают обе стороны государство в лице Исполнительной власти Правительство далее Министерство здравоохранения и социального развития бывшее Министерство труда и социальной защиты и самое главное конечно самозанятые граждане.
Ведь с чистой и прозрачной экономикой светит будущее нашей страны.
Я думаю наше демократическое, социальное и правовое государство может прийти к одному единому правильному решению для всего самозанятых граждан для достижения всех задач связанное с теневой доходности граждан и улучшения жизни.