В последние годы основные показатели транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана стабильно растут. Согласно Госпрограмме развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы, к 2020 году республика должна стать основным логистическим оператором региона и главным транзитером между рынками Европы и Азии. Ожидается, что к этому времени объем транзита через Казахстан возрастет вдвое - до 30 млн тонн, сообщается на сайте Министерство по инвестициям и развитию РК.
В железнодорожной отрасли планируется к 2020 году модернизировать 6 тыс. км ЖД путей. Часть задачи уже выполнена: в августе этого года введены во временную эксплуатацию ЖД линии Жезказган–Бейнеу и Аркалык–Шубарколь общей протяженностью 1250 км. Планируется, что по данным маршрутам к 2018 году будет привлечено 3,8 млн тонн грузов, а к 2023 году - 30 млн тонн. Благодаря проекту было создано более 3,5 тыс. новых рабочих мест, построено 209 социальных объектов, в том числе школ и детских садов.
Еще одной важной задачей является снижение уровня износа активов железнодорожной отрасли. К 2020 году планируется снизить этот показатель до 40%. Так, в Казахстане фактически создана новая отрасль транспортного машиностроения. В период с 2009 по 2012 год совместно с ведущими мировыми производителями - Alstom, GE, Talgo – запущено производство грузовых вагонов в Петропавловске и Екибастузе, три завода в Астане по выпуску тепловозов, электровозов и пассажирских вагонов. В ближайшее время будет налажено производство рельсобалочной продукции и современных дизельных двигателей GEVO.
В автодорожной отрасли в рамках Госпрограммы планируется охватить работами порядка 30 тыс. км республиканских дорог. Уже сейчас на стадии завершения находится проект международного транзитного коридора «Западная Европа–Западный Китай». Из общей протяженности ЗЕ-ЗК (8445 км) 2787 км проходит через территорию Казахстана. На данный момент было реконструировано 1727 км дороги, до конца текущего года планируется завершить работы еще на 157 км и открыть движение на участке от Шымкента до границы с Россией.
Наряду с этим, в прошлом году начато строительство коридоров Центр-Юг, Центр-Восток и Центр-Запад. Эти дороги позволят оживить все международные маршруты, проходящие через центр республики и в 1,5 раза увеличить объемы перевозок автотранспортом к 2020. Согласно трем проектам будет реконструировано и построено порядка 4 тыс. км автодорог, половина из которых – I категории с 4-х полосным движением.
Другая важная задача – строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) протяженностью 65,5 км. Проект утвержден в качестве концессионного. Объявление конкурса по выбору концессионера намечено на декабрь этого года.
Для сокращения дефицита средств на содержание автомобильных дорог I-II технической категории внедряется платная система проезда. С начала года на единственной платной автомагистрали Астана–Щучинск сбор средств составил 886,6 млн тенге. По итогам года сумма составит порядка 1,1 млрд тенге, 30% из которых – сборы с иностранных машин.
До 2017 года платными станут еще две трассы: Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай.
Всего к 2022 году сборы будут взиматься на 7 тыс. км республиканских дорог. Это позволит полностью удовлетворить потребность в их финансировании.
Параллельно с этим продолжается работа по внедрению новых технологий и материалов в строительстве. В комплексе все эти меры позволят значительно увеличить срок службы автодорог и снизить капитальные затраты на их ремонт.
Особое внимание министерства уделяется отрасли воздушного транспорта. Основной задачей остается повышение уровня безопасности полетов и устранение замечаний аудита ИКАО.
Внесено 80 поправок в закон о гражданской авиации, значительно усилен состав Комитета гражданской авиации, проведена повторная сертификация авиакомпаний.
В результате проведенной работы минувшей весной с авиакомпании Air Astana сняты ограничения на полеты в Европу.
Также в этом году проведена миссия ИКАО по проверке устранений замечаний аудита 2009 года. Валидационным комитетом принято решение об устранении одного из двух существенных замечаний аудита - по вопросам летной годности.
Согласно предварительному отчету, процент соответствия КГА стандартам ИКАО оценивается в 65%. Это на 18% больше, чем в 2009 году, при этом средний мировой показатель составляет 60%.
Продолжается работа по развитию инфраструктуры аэропортов. В 2014 году завершилась реконструкция ВПП аэропорта в Талдыкоргане, завершен I этап реконструкции в Уральске.
В целом к 2020 году будут модернизированы все крупные аэропорты страны.
Большим вопросом остается обновление парка воздушных судов. С начала года авиакомпаниями приобретено 8 современных самолетов, к 2020 году планируется закупить 61 воздушное судно. Это позволит дополнительно открыть 75 новых международных воздушных сообщений, и их общее количество составит 128.
Что касается инфраструктуры на водном транспорте, продолжается расширение торгового порта Актау в северном направлении. Его мощность будет увеличена путем строительства 3 сухогрузных терминалов. В результате пропускная способность порта увеличится на 2,5 млн тонн.
В порту Курык планируется создание паромного комплекса мощностью до 3 млн тонн. С этой целью уже в этом году КТЖ начнет строительство ЖД ветки Боржакты-Ерсай.