Впервые Фемида Казахстана разбирала уголовные дела, возбужденные по фактам участия в транснациональном преступном сообществе и его финансирования, а также сбора и хранения воровской казны. Все участники уголовного процесса (а это 19 человек – авторитеты, положенцы криминального мира и их пособники) получили солидные сроки заключения – от 6 до 16 лет лишения свободы. В КНБ заверили, что это не последние уголовные дела из этой категории. Чекисты серьезно настроены перекрыть криминальный денежный поток, утекающий на финансирование транснациональной преступности, а именно сообщества "Братский круг".
1 марта 2013 года "без объявления войны" одновременно практически во всех колониях Казахстана начались обыски. Сотрудники КНБ и полиции искали не запрещенные в зонах мобильники, наркотики, спиртное, а деньги и "тачковки" – финансовые документы о передвижении денег: выигрышах и проигрышах в карточных играх, поступлениях от оборота запрещенных предметов, о том, кто сколько внес в общак, сколько отправили в воровскую казну и кто сколько должен. В результате спецоперации были арестованы 19 человек, находящихся в заключении, а также их подельники на свободе. Судя по изъятым бумагам, с 2011 по 2013 год в казахстанских колониях только на азартных играх было собрано 22 млн тенге.
На самом деле денежные суммы, которые крутились в криминальной среде, не пересчитать. Большие деньги позволяли осужденным устанавливать и поддерживать практически полный контроль за жизнедеятельностью спецучреждений и диктовать администрации правила поведения, выгодные исключительно осужденным и их главарям. Перехвату лагерного и воровского общаков предшествовала долгая и скрупулезная работа. По всем правилам оперативно-розыскной деятельности осуществлялась прослушка телефонных переговоров между осужденными, находящимися в разных колониях, их разговоров с теми, кто был на свободе, фиксировалось движение денег, были отслежены все криминальные связи. Судя по расшифровкам телефонных звонков, заключенные давали указания о переводе, получении и хранении денег. Позже у некоторых из них в квартирах находили многомиллионные тайники, а кого-то "брали" в банке сразу после снятия крупных сумм. В течение нескольких дней в колониях были арестованы практически все авторитеты и положенцы, которых этапом вывезли в Алматы. В итоге на длительное время казахстанские зоны просто-напросто остались без криминального присмотра, а тюремное население пыталось понять, что за революция грядет. А никаких секретов не было: дело в том, что в 2011 году в Уголовный кодекс Казахстана были внесены некоторые изменения. В нем появились новые статьи, среди которых: "финансирование деятельности организованной преступной группы либо транснационального преступного сообщества", "создание и руководство транснациональной организованной преступной группой, а равно участие в ней", "создание и руководство транснациональным преступным сообществом, а равно участие в нем". С появлением этих новшеств теперь даже за организацию телефонной сходки можно получить до 20 лет, причем с конфискацией имущества.
Логическим завершением этой спецоперации стал судебный процесс. Самый большой срок получил 38-летний Айбек Кузайдаров, назначенный Камчибеком Кольбаевым смотрящим за системой. Он контролировал деятельность всех исправительных учреждений и следственных изоляторов Казахстана и являлся ответственным за сбор денег в колониях. Летом этого года он должен был выйти на свободу после десятилетней отсидки, однако по решению суда получил еще 16 лет заключения. Подсудимый Багдат Жолдасбаев, смотрящий за волей, также получил 16 лет колонии строгого режима с конфискацией
имущества. Стоит отметить, что большинство обвиняемых отказались от дачи показаний. Но оперативникам удалось собрать неопровержимые доказательства их причастности к преступлениям. К уголовной ответственности привлечены не только мелкие сошки, но и лидеры организованной преступности Казахстана, входящие в состав транснационального преступного сообщества. Как считают в КНБ, изоляция этих людей может серьезно парализовать схемы финансирования иностранного криминалитета.
Для всех осужденных приговор суда стал шоком. Никто из них долго не мог поверить, что теперь в Казахстане можно получить реальный срок за взнос денег в криминальную казну, за телефонные переговоры с лидерами ОПГ, за карточные игры, выигрыш от которых идет на пополнение общака. Подсудимые пытались обжаловать свои солидные сроки, но Фемида осталась непреклонной.
Кстати, спецоперация КНБ прошла как раз в тот момент, когда казахстанский криминалитет разделился за два лагеря: одни продолжают дружить с Кольбаевым, другие перешли на сторону вора в законе Самархана Ахметова (Самара). Он, как и другие воры, держится подальше от Казахстана, но тоже пытается собирать здесь деньги.P. S. Судебными разбирательствами закончились и другие уголовные дела. В Западно-Казахстанской области смотрящий за ИК-16 Жалиев получил дополнительные 19 лет лишения свободы, его "коллеги" – от 9 до 16 лет колонии. Отбывающий наказание в аркалыкской тюрьме авторитет Акильжанов сел на дополнительные 17 лет, а члены его преступной группы – на 10–16 лет лишения свободы.Формирование воровской кассы как фонда взаимопомощи в среде преступного сообщества началось еще до начала XX века. Существуют две разновидности общака – в местах лишения свободы и вне зоны. Кассы находятся под контролем криминальных авторитетов. За нарушения правил сбора, хранения и использования этих денег строго наказывают.
Воры в законе появились в СССР в 20–30-х годах прошлого столетия. Ритуал коронования считался самым высоким достижением в воровской карьере. Однако в последние годы эта церемония подверглась значительной дискредитации. Получение титула вора в законе стало возможным не только за "выдающиеся успехи" на преступном поприще, но и благодаря подкупу и связям в криминальной среде. Сегодня от старых традиций практически ничего не осталось. "Сейчас воры все законы подгоняют под себя. Уровень их авторитета в криминальной среде значительно упал", – поделился в интервью с российским изданием один из оперативников. По его словам, в последнее время ежегодно коронуется 40–50 человек, тогда как в старые времена статус воров получали не более 6–7 человек в год. В недалеком прошлом одним из таких новых воров стал гражданин Кыргызстана Камчибек Кольбаев (на фото), известный в криминальных кругах как Камчи. После коронации руководители транснациональной группировки назначили его так называемым смотрящим за Казахстаном. Обязанностей у него было немало, в том числе и сбор казны, а также переправка денег для финансирования международной организованной преступности. Только в 2012 году представителями уголовно-преступной среды Казахстана Кольбаеву было направлено около 1 млн долларов. Стоит отметить, что несколько лет назад Камчи был арестован в ОАЭ и экстрадирован на родину. Нахождение в следственном изоляторе не мешало ему контролировать казахстанский криминальный мир. Кстати, по итогам вышеупомянутой спецоперации в отношении Кольбаева возбуждено уголовное дело. Его обвиняют в создании транснациональной преступной группировки и руководстве ей. Если Камчи окажется на территории Казахстана, то будет сразу же арестован.
Камчибек Кольбаев входит в состав преступной империи "Братский круг". По мнению аналитиков нацбезопасности, часть воровского общака, собираемого в Казахстане, уходит на финансирование этого транснационального преступного сообщества и его главарей.
Карина МИКОЯН