Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Бакалавр

Введение

Настоящей работой хачу выразить свое мнение по существующему состоянию дел и работе государственных учреждений, отдельных государственных служащих, простых граждан. 

Основой для данной работы послужил личный жизненный опыт, образование и некоторые источники литературы. В первой очереди основ, я поставил жизненный опыт, так как с 14 летнего возраста начал работать и зарабатывать для себя и для своей семьи. В течении свое трудового пути работал на разных работодателей, был государственным служащим, был индивидуальным предпринимателем, был профессиональным взыскателем долгов, был топ-менеджером в крупных компаниях, был и остаюсь юристом, переживающим за свой народ, соотечественников, родных и дорогих мне людей.
 
В тексте настоящей работы часто, будут встречаться мои личные наблюдения и умозаключения. Кроме того хотелось бы отметить, что эпоха Советского Союза закончилась уже более двадцати лет назад, но отношение людей осталось к наемной работе, к личным делам, к работодателю на том же уровне морали, причем передается от старших как наследие и опыт.  Обратите внимание на окружающих Вас людей, Вы с легкостью различите образованных и культурных людей, от остальных. В числе самозанятых присутствуют и те и другие, но по разному успешные. Допускаю мысль, что наиболее успешными остаются образованные люди, именно образованные, а не имеющие диплом о высшем образовании. Которые остаются самозанятыми по собственному выбору и инициативе. С другой же стороны стоят самозанятые, по случаю, судьбе и т.п. Которые действительно нуждаются в защите на государственном уровне.

Уже выросло новое поколение, и как бы не имевшего отношения к «тому» строю, быту, но получившим воспитание от своих родителей, наставников, старших товарищей. Что несомненно повлияло на морально-этическое воспитание, нравственные качества нового поколения, при переходе в новую экономическую и политическую жизнь страны с новыми принципами, целями, задачами каждого человека самостоятельно, в настоящее время мы наблюдаем за возникновением новых статусов. В числе первых возник статус «безработный», потом «частный предприниматель», теперь «самозанятый».   

Глава I «Самозанятый»

Для начала необходимо определить статус и дать определение самозанятого, так как самозанятыми могут считаться частные предприниматели, зарегистрированные в государственных органах в качестве индивидуальных предпринимателей. Но тема не о них. Скорее вопрос стоит о легализации деятельности и создания условий для граждан считающихся по статистическим данным самозанятыми.

Таким образом возникает определение термина «самозанятый» - физическое лицо, официального не работающий и не зарегистрированный в качестве безработного.
По моему мнению существуют объективные причины возникновения статуса «самозанятый», из которых:
Нежелание государственных служащих предпринимать меры по уменьшению количества безработных, путем увеличения количества самозанятых, то есть процедура по постановке на учет в качестве безработного оставляет желать лучшего. Данное заявление не без основательно, так как в годы работы 2001-2003 гг. в качестве судебного исполнителя, на личном опыте я убедился в существующей проблеме, к примеру по делам о взыскании алиментов было необходимо рассчитать задолженность по алиментам (Закон «о браке и семье», Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебного исполнителя»). Всегда возникал вопрос о наличии справки о заработной плате или декларации о доходах (Налоговый кодекс) индивидуального предпринимателя и при наличии было все просто, в другом случае возникала проблема с расчетами, так как расчет производился опираясь на статистические данные среднемесячной заработной платы в республике или регионе, при этом не было никаких других подтверждений. При заявлении должника, что он безработный всегда возникал вопрос о предоставлении подтверждения о получении статуса безработного. Тем не менее, за время работы не один должник не принес такого подтверждения, поясняя, что статус присваивается на короткий срок при условии подтвержденного активного поиска работы (включающий поиск работы через соответствующие органы или независимые компании и т.п.) и во время постановки на учет предлагается работа не соответствующая квалификации и/или с низким заработком, поэтому по их заявлению, лучше быть самозанятыми и хоть как-то получать заработок. Так как Трудовой кодекс, ограничивает работодателя/работника максимальным размером трудового времени не более сорока часов в неделю, из чего следует, что с выходом на низко оплачиваемою работу работник ограничен получением других работ с возможностью заработать. Сложность найти одну работу плавно переходит в поиск нескольких работ для получения необходимого заработка для проживания. Таким образом, законом установлено ограничение для работодателя и работника в виде времени по «нормальной рабочей недели», «продолжительностью ежедневного отдыха», «работой в выходные и праздничные дни». Поэтому, работодатель договариваясь с работником устанавливает для работников в основном общие нормы, но в процессе работы ухищряется и дает понять работнику, что требуется много больше чем установлено законом и договором. Работники не имея защитных механизмов, теряют работу по собственному желанию так как не намерены отрабатывать более оговоренного, а работодатель экономит на найме необходимого штата, который по численности также влияет на его налоги и штрафы, то есть создает дополнительные статьи затрат. Еще один аргумент работодателя: чем больше штат работников, тем выше штраф для работодателя по тем или иным нарушениям. В целях минимизации рисков несоблюдения каких-либо норм, работодатель применяет простой способ решения проблемы сокращает штат работников до минимума. При этом нагружает работника дополнительными работами, которые до настоящего времени не нормируются. Либо нормы не соблюдаются, и проверками таких нарушений никто не занимается. Если брать в пример производство, то там все зависит от производительности путем простого подсчета готовой продукции. Но если это творческая работа, допустим «методология», то здесь прописать нормы не берётся ни один работодатель в том числе и государство. 
С приходом западных технологий ведения менеджмента по международным стандартам (например СТ РК ИСО 9000:2008), предусматривается такое понятие как KPI (Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI), но в прошлом это те же нормы труда описанные по новому, в виде достижения конкретной цели в рамках стратегических и тактических целей компании, которые имеют выраженность в виде результата, то есть показателей эффективности. Достижение которых регулируется методами управления предвидения и планирования в компании, но стандарты обязательны не для всех организаций (обязательны для прохождения процедуры первой публичной продажи акций (англ. Initial Public Offering, IPO)), и это еще одна причина. Так как работник, которому не известно, что он должен сделать за время работы, превращается либо в раба (высокое КПЭ, с высоким уровнем дефицита рабочего времени), либо в бездельника (низкое КПЭ, с высокими расходами компании и падением рентабельности). И то и другое приводит к экономической нестабильности, как для одной организации, так и для всего государства, существующего за счет налогов.
Еще одна причина работа государственных учреждений по проблемам занятости, обучение, трудоустройство и т.п. Отсутствие гарантий со стороны государства на постоянную работу для граждан вне зависимости от образования. Законодательно отсутствует механизм, защищающий работника от работодателя и работодателя от работника. Существует простой механизм, что работодатель может уволить плохого работника (не квалифицированного, не дисциплинированного), а вот работник не может повлиять на недобросовестного работодателя, кроме как обращаясь с жалобой в соответствующие органы (органы социальной защиты или прокуратуру), которые в свою очередь проведут проверку и не установят нарушений (по разным причинам, например работодатель все сделал по действующему закону, но не по моральным принципам времени, и с нарушением норм нравственности, которые в свою очередь являются источником для возникновения новых законов), так как процесс краткосрочный и не имеет постоянного характера. То есть, одна проверка не может принести хорошего результата, а постоянные проверки по жалобам приведут к прекращению деятельности компании работодателя. Оба варианта не эффективны. 
Отсутствие гибких условий по графику работ, номинальное присутствие индивидуальных трудовых договоров и их практическое несоблюдение, так как работодатель вправе уволить работника приняв от него заявление на увольнение, и ограничения для сторон отсутствуют даже с целью защиты их интересов. Проверяющий орган не проводит проверку на наличие норм труда, именно конкретных норм и их соблюдение. Работодатель ведет свою деятельность так как может, так как знает. А государство не вмешивается, создавая условия здоровой конкуренции. Но в этом случае не создается условий нарушающих конкуренцию, а наоборот наличие таких условий проверки норм действительно действующих, рабочих норм труда улучшит процессы менеджмента в частных компаниях, для которых останется конкурировать только качеством товара. 
Отсутствуют независимые профессиональные союзы, которые каким-либо образом могли защищать интересы работников. Законом «О профессиональных союзах» (далее – Закон) предусмотрены права необходимые для защиты работников, но в круг обязанностей ограничен кратким перечнем. Кроме того, из прошлых лет связанных с КазССР, у населения остался осадок и понимание, что профсоюз это номинальная организация без возможностей влиять на ситуацию. Законом прямо предусмотрено право ст.16 «11) участвовать в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные права и интересы граждан;», но не обязанность, так же как «14) вносить предложения государственным органам по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство Республики Казахстан о профсоюзах, не выполняющих обязательства, предусмотренные соглашениями и коллективными договорами;».
Высокие ставки налогообложения и обязательных пенсионных отчислений работников, эти суммы являются дополнительной статьей расходов для работодателя, который с целью налоговой оптимизации минимизирует официальную заработную плату с целью сокращения обязательств перед бюджетом. Кроме того некоторые работодатели не оформляют работников с целью не соблюдения других норм, например страхование, обеспечение соблюдения техники безопасности и т.п. А также не просвещенность, юридическая и налоговая безграмотность населения по налоговым режимам индивидуального предпринимателя, подоходный налог которых, составляет 2-10% в зависимости от режима. И работники соглашаются на такие условия, потому-то в большей своей массе люди живут «сегодня» и не могут представить, что будет «завтра». По моему мнению в пенсионных отчислениях заинтересованы лишь, те кому осталось до пенсии 3-5 лет. Говорю с уверенностью, так как сам работаю с 1995 года и до пенсии мне еще тридцать лет работать, за 20 (двадцать лет) отложено на пенсию около трех миллионов тенге, на эту сумму в 2001 году в Алматы можно было купить квартиру и машину, в 2005 хорошую машину или квартиру, в 2010 году машину и уже не квартиру, 2014 году все еще машину, но уже даже не комнату в общежитии. Обидно, так как работал всегда официально, но результат минимальный и с каждым годом лучше не становиться. Но ничего с этим поделать не могу, так как не способен быть предпринимателем.
Бесконтрольная работа рекрутинговых компаний, может является причиной, так как эти организации имеют разный организационно-правовой статус, их деятельность является коммерческой, то есть все действия направлены на получение прибыли и защиту собственных интересов. 

Глава II Способы решения проблемы

Предлагаю рассмотреть несколько вариантов решений:
1. В вести общую трудовую повинность, то есть вернуть статью в уголовный кодекс РК с уголовной ответственностью за тунеядство. Тогда, граждане сами будут замотивированы в поиске работы. Это решение наиболее радикально, но имеет некоторый смысл.
2. Увеличить обязанности независимых профессиональных союзов, которые были бы обязаны на ряду с государственными органами защищать интересы работников.
3. Ввести особый налоговый режим для самозанятых, который бы способствовал выбору граждан при решении вопроса о статусе, как безработного или легализоваться в качестве частного предпринимателя. Данное предложение, менее радикальное, но более действенно. Допустим гражданин не числиться работником и работодателем (предпринимателем), соответственно возникнет вопрос на какие средства он существует, и в этот момент заявление гражданина о безвозмездной помощи родственников приведет к дополнительному налогообложению тех самых родственников. Суть предложения в контроле расходов граждан. Введение декларации доходов и расходов, обязательное ведение бухгалтерии граждан, данное решение не только сократит количество не легальных самозанятых и предоставит новые рабочие места для армии не трудоустроенных бухгалтеров, экономистов. 
4. Внести изменения в трудовом законодательстве о допущениях по продолжительности работы, при условии высокого контроля работодателя и соответствующих санкций работодателю при злоупотреблении. А также допущения в части неограниченного количества работодателей для одного работника, имеется ввиду гибкий график и неограниченное количество рабочих мест на одного работника.


Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: