Почему самозанятые лица могут превратиться в самоскрытых лиц?

Экономист
Почему самозанятые   лица  могут превратиться  в  самоскрытых  лиц?

Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг первый.

Проблема самостоятельно занятых (самозанятых)  лиц существует, и она на много серьезнее, чем кажется на первый взгляд.  И я думаю, именно поэтому  на это проблему обратили пристальное внимание  Государство в лице заместителя председателя Мажилиса Парламента РК  Д.Н. Назарбаевой  и заинтересованная общественность в лице информационного портала  Zakon.kz.

На мой взгляд, одна из главных   проблем самозанятых лиц – это организационная проблема , проще говоря,  отсутствие единого понимания   и единого определения  категории, если хотите – класса,  самозанятых. То есть,  в разных законодательных актах , в которых присутствует или  должно присутствовать  понятие «самозанятый»  или признаки «самозанятого   лица»,  либо по разному трактуются  понятие «самозанятых лиц», либо это понятие вообще отсутствуют ! И создается парадоксальная ситуация – эта категория трудоспособного населения  в трудовых ресурсах  страны имеет место быть, а в  профильном законодательстве этой категории  нет, а если есть, то по принципу «кто в лес,  кто по дрова»  . 

Так, например, согласно статьи 2  Закона РК «О занятости населения»  от 23 января 2001 года N 149      «К занятому населению относятся лица:       1) работающие по трудовому договору … , 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью,       3) самостоятельно занятые,  4) занятые на подсобных промыслах …, 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера …,        6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, 7) проходящие службу в Вооруженных Силах … ,        8) являющиеся учредителями (участниками) организаций …

То есть , статьей  2 Закона РК «О занятости населения» , «самостоятельно занятые (самозанятые) лица» отделены от всех других  категорий занятого населения, в том числе и от «занимающихся предпринимательской деятельностью» и от «выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера» !

Но при этом , в этом же самом Законе, в подпункте 20) статьи 1 дано уже несколько иное определение «самостоятельно занятых лиц», так: «самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов,  неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников;».

Как следует  из вышеизложенного, налицо внутреннее   противоречие в одном и том же НПА при определении «самостоятельно занятого лица», а именно , например, подпункт 20) статьи 1 Закона РК «О занятости населения» «членов  производственных кооперативов» относит к самостоятельно занятым лицам , а подпункт 3)  статьи 2 этого же Закона,  «самостоятельных занятых» полностью отделяет от других категорий, в том числе и от «членов производственных кооперативов».  И ко всему этому,  «производственный кооператив» согласно   пункта 2 статьи 34  Гражданского кодекса РК   является  «юридическим  лицом», также как и хозяйственные  товарищества, акционерные  общества, также  перечисленные в этом пункте 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК.  

В связи с чем  возникает резонный вопрос - а почему тогда в данном подпункте 20) статьи 1  к «самостоятельно занятым лицам »  не отнесли и членов хозяйственных   товариществ (ТОО) , и акционерных  обществ (АО),  которые также являются  коммерческой организацией, и  также перечислены в этом пункте 2 статьи 34 Гражданского кодекса? Ведь согласно ГК РК «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива».

Совсем другое и  отличительное определение «самостоятельных занятых лиц»  дано еще в одном Законе РК, Законе «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года N 405, где в  подпункте 21    статьи 1   прямо и однозначно сказано , (привожу дословно) :      «21) самостоятельно занятое лицо (применительно к настоящему Закону) – индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход.

Самостоятельно занятыми лицами в отношении крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, признаются индивидуальные предприниматели – глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия».

Звучит вроде правильно и убедительно, но и тут у меня  возникает вопрос - а почему к «самостоятельно занятым лицам» отнесены   глава, а также совершеннолетние члены  крестьянского или фермерского хозяйства , только  применяющего специальный налоговый режим ?!  А почему к самостоятельно занятым  лицам  не отнесены  глава, а также совершеннолетние члены   крестьянского или фермерского хозяйства , не   применяющего  специальный налоговый режим, а применяющих общеустановленный порядок ?!  Ведь согласно пунктов 1 и 2 статьи 441 Налогового кодекса любое крестьянское  или фермерское  хозяйство имеет право один налоговый период (год)  применять специальный налоговый режим налогообложения , а следующий налоговый период (год) самостоятельно направить уведомление в налоговый орган  и применять  уже общеустановленный порядок налогообложения. А затем, опять же направив уведомление налоговому органу о смене режима налогообложения,  вновь  перейти  на специальный налоговый режим !  То есть,  специальный налоговый режим и  общеустановленный порядок - это всего лишь метод  налогообложения, и никакого отношения к правовому статусу главы и членов крестьянского или фермерского хозяйства не имеет !  Положения Закона РК «О крестьянском хозяйстве» от 31 марта 1998 года N 214 абсолютно одинаковы и обязательны и для  применяющего  специальный налоговый режим и для применяющего   общеустановленный порядок налогообложения хозяйства !  А вот теперь из-за этого юридического казуса в подпункте  21)    статьи 1 Закона РК «Об обязательном социальном страховании»,  можно сделать вывод, что   при представлении сведений, главу, а также совершеннолетних членов   крестьянского или фермерского хозяйства надо будет то включать ,  то исключать  из списка самостоятельно занятых лиц,  при смене ими режима налогообложения?! 

Другой законодательный акт , в котором так или иначе присутствуют или  должны присутствовать  понятие «самостоятельно занятого   лица»,  или признаки «самозанятости»,  это Налоговый кодекс РК  от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК.  Но и  в Налоговом  кодексе вообще нет определения  «самостоятельно занятых лиц»  Хотя  налогообложению этих самых самостоятельно занятых  лиц  (если следовать определению самозанятых по  Закону  РК «Об обязательном социальном страховании») -    индивидуальным  предпринимателям , частным  нотариусам , частным  судебным  исполнителям, адвокатам,  главе и членам крестьянского   и фермерского   хозяйства , иным физическим лицам , обеспечивающих  себя работой, -  посвящены  целые   главы  20, 61,62 и т,д,. 

Аналогична ситуация и  в  Законе «О пенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997 года № 136.  То есть,  применительно к этому закону,  также нет определения  «самостоятельно занятых лиц», хотя согласно статьи 11 этого Закона, при  исчислении  трудового стажа для назначения пенсии  из Центра , включается  работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами,  предпринимательская деятельность, иная работа,  при условии уплаты отчислений на социальное страхование. То есть, и в Законе «О пенсионном обеспечении» «негласно» присутствуют самостоятельно занятые  лица, но определения (понятия)  по ним нет.  Следует учесть, что Закон «О пенсионном обеспечении» и Закон «Об обязательном социальном страховании» - «родственные»  Законы, так как оба прежде всего направлены на социальную защиту населения, и  у обоих Законов  один  и тот же объект для исчисления  обязательных пенсионных взносов в НПФ и обязательных социальных отчислений в ФСС – это доход физического лица. И в этом случае , наличие в одном Законе  четкого определения «самостоятельно занятого   лица»,  а в другом отсутствие этого определения,  не совсем логично. 

Аналогичные примеры  можно привести и по другим нормативным правовым актам, но мне кажется и этих достаточно.  
В результате, из-за отсутствия в ряде профильных официальных нормативных правовых актах официального единого определения (толкования)  термина «самостоятельно занятое лицо»,   «самозанятые»  затерялись (смешались) в массе других лиц,  обеспечивающих  себя работой, или, простите меня за тавтологию , как бы «самоскрылись» от взоров законодателей, государственных уполномоченных органов и общественности,   причем не по своей вине.  

И вот это «самоскрытие  самозанятых»  не самым лучшим образом может сказаться  на официальных статистических данных по фактическому количеству занятого населения, количеству субъектов малого предпринимательства, количеству безработных, и т.д.,  достоверность которых необычайно  важна при разработке стратегических планов развития нашей  страны на ближайшие годы и на перспективу , и разработке стратегических социальных программ по поддержке граждан нашей страны, в том числе и самостоятельно занятых лиц. (практики знают – количественные данные статистических органах  зачастую  не совпадают с данными регистрирующих органов и данными местных исполнительных органов именно по количеству так называемых  самостоятельно занятых  лиц.) 

В связи с чем, на мой взгляд,   первым шагом для решения проблем самостоятельно занятых лиц» («самозанятых лиц») должно стать введение  единого  определения (толкования)  термина «самостоятельно занятое лицо» («самозанятое лицо») в следующих  профильных законодательных  актах (или профильных статьях этих актов ) - « Гражданский  кодекс РК »,  «Налоговый  кодекс РК»  , «Трудовой кодекс РК», Законы РК  «О занятости населения»,  «О пенсионном обеспечении в РК», «Об обязательном социальном страховании», «О частном предпринимательстве» -   так как именно эти законодательные акты в первую очередь  , прямо или косвенно ,   определяют  право наших граждан на  обеспечение  себя работой, на предпринимательскую деятельность,  на пенсионное обеспечение ,  на социальные выплаты в случае наступления социальных рисков (утрата трудоспособности, потеря работы, потеря кормильца, потеря дохода в связи с беременностью и родами, уход за ребенком по достижении им возраста одного года) , в том числе и самостоятельно занятых  лиц.  Кроме того, именно эти вышеперечисленные законодательные акты предоставляют не только права, но и определяют   обязанность граждан , в том числе и самостоятельно занятых  лиц,  по соблюдению положений вышеперечисленных нормативных правовых актов.

Использованная литература:    

1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
 от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый  кодекс РК»  
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
            Закон  РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон  от 31 марта 1998 года N 214
9. Информационный  Портал  «Zakon.kz»




Следите за новостями zakon.kz в: