Почему самозанятые лица могут превратиться в самоскрытых лиц?
Или как решить проблему самозанятых в Казахстане: шаг первый.
Проблема самостоятельно занятых (самозанятых) лиц существует, и она на много серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И я думаю, именно поэтому на это проблему обратили пристальное внимание Государство в лице заместителя председателя Мажилиса Парламента РК Д.Н. Назарбаевой и заинтересованная общественность в лице информационного портала Zakon.kz.
На мой взгляд, одна из главных проблем самозанятых лиц – это организационная проблема , проще говоря, отсутствие единого понимания и единого определения категории, если хотите – класса, самозанятых. То есть, в разных законодательных актах , в которых присутствует или должно присутствовать понятие «самозанятый» или признаки «самозанятого лица», либо по разному трактуются понятие «самозанятых лиц», либо это понятие вообще отсутствуют ! И создается парадоксальная ситуация – эта категория трудоспособного населения в трудовых ресурсах страны имеет место быть, а в профильном законодательстве этой категории нет, а если есть, то по принципу «кто в лес, кто по дрова» .
Так, например, согласно статьи 2 Закона РК «О занятости населения» от 23 января 2001 года N 149 «К занятому населению относятся лица: 1) работающие по трудовому договору … , 2) занимающиеся предпринимательской деятельностью, 3) самостоятельно занятые, 4) занятые на подсобных промыслах …, 5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера …, 6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, 7) проходящие службу в Вооруженных Силах … , 8) являющиеся учредителями (участниками) организаций …
То есть , статьей 2 Закона РК «О занятости населения» , «самостоятельно занятые (самозанятые) лица» отделены от всех других категорий занятого населения, в том числе и от «занимающихся предпринимательской деятельностью» и от «выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера» !
Но при этом , в этом же самом Законе, в подпункте 20) статьи 1 дано уже несколько иное определение «самостоятельно занятых лиц», так: «самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников;».
Как следует из вышеизложенного, налицо внутреннее противоречие в одном и том же НПА при определении «самостоятельно занятого лица», а именно , например, подпункт 20) статьи 1 Закона РК «О занятости населения» «членов производственных кооперативов» относит к самостоятельно занятым лицам , а подпункт 3) статьи 2 этого же Закона, «самостоятельных занятых» полностью отделяет от других категорий, в том числе и от «членов производственных кооперативов». И ко всему этому, «производственный кооператив» согласно пункта 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК является «юридическим лицом», также как и хозяйственные товарищества, акционерные общества, также перечисленные в этом пункте 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК.
В связи с чем возникает резонный вопрос - а почему тогда в данном подпункте 20) статьи 1 к «самостоятельно занятым лицам » не отнесли и членов хозяйственных товариществ (ТОО) , и акционерных обществ (АО), которые также являются коммерческой организацией, и также перечислены в этом пункте 2 статьи 34 Гражданского кодекса? Ведь согласно ГК РК «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива».
Совсем другое и отличительное определение «самостоятельных занятых лиц» дано еще в одном Законе РК, Законе «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года N 405, где в подпункте 21 статьи 1 прямо и однозначно сказано , (привожу дословно) : «21) самостоятельно занятое лицо (применительно к настоящему Закону) – индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход.
Самостоятельно занятыми лицами в отношении крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, признаются индивидуальные предприниматели – глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия».
Звучит вроде правильно и убедительно, но и тут у меня возникает вопрос - а почему к «самостоятельно занятым лицам» отнесены глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства , только применяющего специальный налоговый режим ?! А почему к самостоятельно занятым лицам не отнесены глава, а также совершеннолетние члены крестьянского или фермерского хозяйства , не применяющего специальный налоговый режим, а применяющих общеустановленный порядок ?! Ведь согласно пунктов 1 и 2 статьи 441 Налогового кодекса любое крестьянское или фермерское хозяйство имеет право один налоговый период (год) применять специальный налоговый режим налогообложения , а следующий налоговый период (год) самостоятельно направить уведомление в налоговый орган и применять уже общеустановленный порядок налогообложения. А затем, опять же направив уведомление налоговому органу о смене режима налогообложения, вновь перейти на специальный налоговый режим ! То есть, специальный налоговый режим и общеустановленный порядок - это всего лишь метод налогообложения, и никакого отношения к правовому статусу главы и членов крестьянского или фермерского хозяйства не имеет ! Положения Закона РК «О крестьянском хозяйстве» от 31 марта 1998 года N 214 абсолютно одинаковы и обязательны и для применяющего специальный налоговый режим и для применяющего общеустановленный порядок налогообложения хозяйства ! А вот теперь из-за этого юридического казуса в подпункте 21) статьи 1 Закона РК «Об обязательном социальном страховании», можно сделать вывод, что при представлении сведений, главу, а также совершеннолетних членов крестьянского или фермерского хозяйства надо будет то включать , то исключать из списка самостоятельно занятых лиц, при смене ими режима налогообложения?!
Другой законодательный акт , в котором так или иначе присутствуют или должны присутствовать понятие «самостоятельно занятого лица», или признаки «самозанятости», это Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК. Но и в Налоговом кодексе вообще нет определения «самостоятельно занятых лиц» Хотя налогообложению этих самых самостоятельно занятых лиц (если следовать определению самозанятых по Закону РК «Об обязательном социальном страховании») - индивидуальным предпринимателям , частным нотариусам , частным судебным исполнителям, адвокатам, главе и членам крестьянского и фермерского хозяйства , иным физическим лицам , обеспечивающих себя работой, - посвящены целые главы 20, 61,62 и т,д,.
Аналогична ситуация и в Законе «О пенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997 года № 136. То есть, применительно к этому закону, также нет определения «самостоятельно занятых лиц», хотя согласно статьи 11 этого Закона, при исчислении трудового стажа для назначения пенсии из Центра , включается работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами, предпринимательская деятельность, иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование. То есть, и в Законе «О пенсионном обеспечении» «негласно» присутствуют самостоятельно занятые лица, но определения (понятия) по ним нет. Следует учесть, что Закон «О пенсионном обеспечении» и Закон «Об обязательном социальном страховании» - «родственные» Законы, так как оба прежде всего направлены на социальную защиту населения, и у обоих Законов один и тот же объект для исчисления обязательных пенсионных взносов в НПФ и обязательных социальных отчислений в ФСС – это доход физического лица. И в этом случае , наличие в одном Законе четкого определения «самостоятельно занятого лица», а в другом отсутствие этого определения, не совсем логично.
Аналогичные примеры можно привести и по другим нормативным правовым актам, но мне кажется и этих достаточно.
В результате, из-за отсутствия в ряде профильных официальных нормативных правовых актах официального единого определения (толкования) термина «самостоятельно занятое лицо», «самозанятые» затерялись (смешались) в массе других лиц, обеспечивающих себя работой, или, простите меня за тавтологию , как бы «самоскрылись» от взоров законодателей, государственных уполномоченных органов и общественности, причем не по своей вине.
И вот это «самоскрытие самозанятых» не самым лучшим образом может сказаться на официальных статистических данных по фактическому количеству занятого населения, количеству субъектов малого предпринимательства, количеству безработных, и т.д., достоверность которых необычайно важна при разработке стратегических планов развития нашей страны на ближайшие годы и на перспективу , и разработке стратегических социальных программ по поддержке граждан нашей страны, в том числе и самостоятельно занятых лиц. (практики знают – количественные данные статистических органах зачастую не совпадают с данными регистрирующих органов и данными местных исполнительных органов именно по количеству так называемых самостоятельно занятых лиц.)
В связи с чем, на мой взгляд, первым шагом для решения проблем самостоятельно занятых лиц» («самозанятых лиц») должно стать введение единого определения (толкования) термина «самостоятельно занятое лицо» («самозанятое лицо») в следующих профильных законодательных актах (или профильных статьях этих актов ) - « Гражданский кодекс РК », «Налоговый кодекс РК» , «Трудовой кодекс РК», Законы РК «О занятости населения», «О пенсионном обеспечении в РК», «Об обязательном социальном страховании», «О частном предпринимательстве» - так как именно эти законодательные акты в первую очередь , прямо или косвенно , определяют право наших граждан на обеспечение себя работой, на предпринимательскую деятельность, на пенсионное обеспечение , на социальные выплаты в случае наступления социальных рисков (утрата трудоспособности, потеря работы, потеря кормильца, потеря дохода в связи с беременностью и родами, уход за ребенком по достижении им возраста одного года) , в том числе и самостоятельно занятых лиц. Кроме того, именно эти вышеперечисленные законодательные акты предоставляют не только права, но и определяют обязанность граждан , в том числе и самостоятельно занятых лиц, по соблюдению положений вышеперечисленных нормативных правовых актов.
Использованная литература:
1. «Гражданский кодекс Республики Казахстан»
Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан
от 27 декабря 1994 года;
2. «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251;
3. «Налоговый кодекс РК»
Кодекс от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК:
4. «О занятости населения»
Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149;
5. «Об обязательном социальном страховании»
Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года N 405;
6. «О пенсионном обеспечении в РК»
Закон РК» от 20 июня 1997 года № 136;
7. «О частном предпринимательстве»
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124;
8. «О крестьянском хозяйстве»
Закон от 31 марта 1998 года N 214
9. Информационный Портал «Zakon.kz»