Почему казахстанцев привлекают горячие точки?

Пресс-служба Генеральной прокуратуры сообщила о том, что располагает фактами участия казахстанцев в военных действиях в горячих точках: Сирии, Ираке, Афганистане и Украине.
Правоохранительными и специальными государственными органами возбуждены и расследуются уголовные дела, а по отдельным из них уже состоялись обвинительные приговоры суда, отметили в Генпрокуратуре. Ранее представители казахстанского МИД несколько раз опровергали факт участия казахстанцев в войнах на Ближнем Востоке и Украине, пишет Курсив.kz.

«В настоящее время попытки выезда наших граждан за рубеж в так называемые «горячие точки», в том числе с помощью лиц, занимающихся вербовкой и отправкой желающих в зону боевых действий, продолжаются. Подобные действия являются преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан. В частности, статьей 162 Уголовного кодекса установлено, что наемничество, то есть вербовка, обучение, финансирование наемника, а также его использование и участие в вооруженных конфликтах влечет уголовную ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Согласно статье 162-1 Уголовного кодекса, преступлением также является неправомерное участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства даже при отсутствии признаков наемничества. За совершение этого деяния предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до семи лет. Важно отметить особую общественную опасность этих преступлений, за которыми стоят убийства мирных граждан, разрушения их жилищ и лишение иного имущества, похищения и пытки. Они несут угрозу стабильности и миру не только в иностранных государствах, но и в нашей стране. В связи с этим, Генеральная прокуратура предостерегает граждан Республики Казахстан, пытающихся покинуть страну с целью участия в боевых действиях, от совершения указанных преступлений и предупреждает об установленной за это уголовной ответственности. Официально предупреждаем, что любые подобные сигналы подвергаются тщательной проверке правоохранительных и специальных государственных органов. Уголовному преследованию будут подвергаться все без исключения лица, в отношении которых имеется объективная информация о планирующемся или совершенном преступлении по вышеуказанным статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан», - сообщила пресс-служба Генеральной прокуратуры.

Напомним, что с начала 2013 года периодически появлялась информация об участии казахстанцев в войне в Сирии. В Интернете время от времени возникаютвидеобращения людей, называющих себя гражданами РК, уехавшими воевать в Сирию. На одном из таких видео была запечатлена большая семья, включая маленьких детей и стариков, которая в полном составе отправилась на «священный джихад». В кадр попали и их казахстанские паспорта, а молодой человек, назвавшийся Абу Ниса, на казахском языке призывал своих сограждан пополнить ряды боевиков.

В середине июля 2013 года на сайте подведомственной «Аль-Каиде» террористической группировки IslamicStateinIraqandtheLevant – ISIL была размещена видеозапись, на которой боевик из Казахстана призывал своих сторонников начать джихад против правительственных сил в Сирии. Житель Атырау, приверженный салафитским идеям со своими двумя соратниками сбежал из Атырау к афгано-пакистанскому приграничному региону, где боевики основали движение Jundal-Khilafah, которое занимается вербовкой молодежи из РК.

Год назад стала появляться информация об участии казахстанцев в боевых действиях в Афганском Бадахшане. Ее распространила британская пресса, а известный пакистанский эксперт по Казахстану и центральноазиатским республикам Ахмед Рашид сообщил со ссылкой на свои источники, что может подтвердить вовлечения казахстанцев в военный конфликт в Афганистане. Он тогда высказал предположение, что после вывода американских войск из Кабула боевики, которые обучаются военному делу силами «Талибана», могут использовать полученные навыки для дестабилизации ситуации в своих странах.

Летом 2014 года появились сообщения об активности некоторых казахстанцев в Ираке и о том, что они воюют на стороне так называемого Исламского государства.

В Сеть выложили ролики,на которых видно, как выходцам из ЦА в паспорта ставили штампы Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, ISIS). На некоторых из роликов можно было увидеть и казахстанские паспорта.

С момента обострения ситуации на юго-востоке Украины периодически поступала информация о вовлеченности казахстанцев и в этот конфликт. В частности, американский еженедельник Time приводил рассказы людей, называвших себя казахстанцами, приехавшими воевать в Славянск. По информации некоторых СМИ, представители казахстанских спецподразделений прибывали в Украину для войны на стороне ополченцев,чтобы получить боевой опыт. Более того, в социальных сетях были выявлены несколько групп, в которых осуществлялась вербовка казахстанцев на юго-восток Украины.

Политолог Максим Крамаренко считает, что наемничество является социально-опасным деяниям, так как происходит образование групп людей, которые становятся убийцами на «профессиональном уровне». Государственному строю это грозит тем, что возвращаясь домой, наемник, получивший боевой опыт, может быть затем использован в организации политических беспорядков.

«Обращение Генеральной прокуратуры РК является обоснованным, видимо факты участия граждан РК в качестве наемников стали многочисленными. Однозначный ответ на вопрос, почему люди подаются в «профессиональные убийцы» дать нельзя, потому что наемниками становятся по разным мотивам, имеющими под собой как материальную, так и нематериальную основу. Человек может стать последователем той или иной религиозной, политической идеологии или же просто из-за отсутствия достойного заработка податься в боевики.Пытаться пресечь выезд на «чужую войну» человека, уже принявшего решение – дело малоэффективное, и неспособное в целом искоренить это социально-опасное деяние. В первую очередь, нужна профилактика, направленная на заполнение еще пока существующего духовно-нравственного вакуума в стране,появившегося после распада СССР. Ведь взамен коммунизма так пока и создана новая, системная идеология, учитывающая и защищающая интересы всех социальных групп в РК. Немаловажно и выявление социально-экономических перекосов в обществе, чтобы экономическая нужда не заставляла человека из-за денег становится «профи» в совершении массовых убийств», - сказал Kursiv.kz г-н Крамаренко.

Руководитель казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин считает, что на самом деле сообщения о сотнях казахстанцев воюющих в разных горячих точках сильно преувеличены в пропагандистских целях.

«Помимо терактов и взрывов большая часть терроризма – миф и информационная война. Зарубежные эксперты, с которыми я общался, тоже говорят, что называемыесотни человек – сомнительные данные. По информации иностранных экспертов, 75% всех террористических групп в мире действуют менее года. Я это называю криминальным стартапом. В основном в радикальную деятельность вовлекаются люди, которые не имеют должного религиозного образования», - считает г-н Карин.

Политолог Айдос Сарым заметил, что Генпрокуратура сделала важное заявление, которое надо только приветствовать. Он считает, что проблема заключается в том, что многие казахстанцы не живут жизнью страны и находятся под воздействием пропаганды чужих идеологий.

«Мы не можем еще обеспечить информационную безопасность наших сограждан, отдаем формирование ценностей и кодов на откуп другим странам. Это очень опасная тенденция. Если уж из вполне благополучных государств вроде Германии и Бельгии сотни людей уходят добровольцами в Сирию, то что говорить о нас? Информационная безопасность - это не стена, которая установлена раз и навсегда, а живой процесс, который требует постоянной готовности, мобильности, вменяемости власти и общества эффективно отвечать на возникающие вызовы. Мы должны достигнуть информационной независимости. Об этом сегодня говорят все участники медийного поля, включая руководителей государственных каналов. Такой единой критики сложившейся нездоровой ситуации не было давно. Это не только вопрос выживания нации, но и вопрос выживания самой власти», - считает Айдос Сарым.

Отметим, что в 2014 году в Казахстане было представлено обширное исследование «Проблемы терроризма в Казахстане. Портрет крупным планом». В нем приводилась основная информация о том, как изменились угрозы, исходящие от террористических группировок для РК и причинах участия казахстанцев в боевых организациях.

Основная масса участников террористической и экстремисткой деятельности - 73% - это безработные лица. Более 55 участников уголовных дел по факту терроризма, которые попали в поле зрения исследователей - это молодые люди в возрасте 17-29 лет, из них 36% - не достигшие 25 лет. Порядка 35% участников - это люди в возрасте 30-39 лет. Самому молодому участнику на момент совершения преступления было 17 лет, самому старшему - 48. Более трети участников террористических групп в РК получили среднеспециальное и высшее образование: 17% - высшее, 16 % - среднеспециальное. Лишь малая часть членов групп порядка 6% посещали специальное религиозное учреждение.

Автор: Аскар МУМИНОВ
Следите за новостями zakon.kz в: