На самом деле, тех видов спорта, где казахстанцы были пойманы на допинге, совсем немного. Это легкая атлетика, плавание, велоспорт, лыжные гонки и тяжелая атлетика. Мы начнем по убывающей, а заодно вспомним историю применения запрещенных препаратов иностранными атлетами.
Легкая атлетика
Еще 25 лет назад никто не мог представить, что у «Королевы спорта» могут появиться допинговые изгои. Однако все в этой жизни происходит в первый раз…И этим первым стал спринтер из Канады Бен Джонсон. На Олимпиаде, которая состоялась в 1988 году в Сеуле по итогам финального забега на 100 м он стал Олимпийским чемпионом. Уже на следующий день в организме канадца был найден запрещенный станозолол (повышает силу и выносливость), один из самых широко применяющихся стероидных допинг-препаратов и по сей день. За нарушение регламента Джонсон был дисквалифицирован.
Следующая жертва – толкательница ядра из ГДР Хайди Кригер. В 1986 году она стала чемпионкой Европы. Уже тогда спортсменка применяла анаболические стероиды и мужские гормоны. Из-за этого у нее в организме произошли необратимые изменения, и в 1997 году Хайди легла на операцию по коррекции пола, превратившись в Андреаса. Дело Кригер в конце 90-х было предано огласке, и в 2000 году показания спортсменки (спортсмена?) помогли доказать вину бывшего президента немецкого спортивно-гимнастического союза ГДР Манфреда Эвальда и бывшего вице-директора спортивной медицинской службы ГДР Манфред Хеппнера, которые были признаны виновными в нанесении вреда 142 атлетам, в том числе несовершеннолетним.
Первой из казахстанок на допинге попалась барьеристка Ольга Шишигина. В 1996 году в ее организме был обнаружен все тот же станозолол. К тому моменту Ольга уже достигла больших высот на международной арене. Она была серебряной призеркой чемпионата мира в Гетеборге и имела медаль аналогичного достоинства планетарного первенства в Барселоне. По признанию Шишигиной, «Препарат ей дал доктор для того, чтобы она вылечилась от простуды».
Через два года, отбыв дисквалификацию, Шишигина вернулась в большой спорт. Да как вернулась! В 1999-м он стала чемпионкой мира в закрытых помещениях на дистанции 60 метров с барьерами. Через год на стометровке с барьерами выиграла золотую медаль на Олимпиаде в Сиднее, а в 2001-м стала третьей на чемпионате мира в Эдмонтоне.
Следующая, и дай Бог последняя, кто из отечественных легкоатлеток так нехорошо прославился, стала Айман Кожахметова, выступавшая в спортивной ходьбе. Ее проба оказалась положительной после того, как у Айман взяли допинг-тест на мировом первенстве 2013 года в Москве (На дистанции 20 км она пришла к финишу 27-й). Тест показал наличие в ее организме эритропоэтина (стимулятор). Генеральный секретарь Федерации легкой атлетики РК Алексей Кондрат прокомментировал сей факт в интервью газете «Караван» слдующим образом: - «Айман честно призналась, что делала это», - сказал он. – «И сделала это перед чемпионатом мира в Москве. Зачем? Я не знаю».
Сейчас Кожахметова отбывает двухгодичную дисквалификацию, срок окончания которой 11 сентября 2015 года.
Плавание
История применения допинга в этом виде спорта идет аж с XIX века. Пионерами же в этом стали представители Страны тюльпанов. В 1865 году на турнире в Амстердаме сразу нескольких пловцов уличили в использовании стимуляторов — по старинной голландской традиции спортсмены снимали стресс. Дисквалификации тогда удалось избежать, так как антидопингового законодательства в то время просто не было.
А вот дебютный официальный инцидент в плавании случился на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. Американского пловца Рика Демонта поймали на эфедрине, который призван помочь в борьбе с лишним весом. Пловца лишили чемпионского золота, которую он выиграл на дистанции 400 метров вольным стилем. Правда, чуть позже выяснилось, что Демонт был астматиком и имел медицинское разрешение на лекарство. Но даже 29 лет спустя Международный олимпийский комитет (МОК) отказался пересматривать итоги соревнований.
Среди казахстанских спортсменов первой «отметилась» чемпионка Европы-1991 года в эстафете вольным стилем Евгения Ермакова. За 10 дней до старта Олимпиады-2000 в Сиднее допинг-тест на наличие в ее крови фуросемида дал положительный результат.
- Перед заплывами у меня поднялось давление, и врач мне дал препарат, снижающий давлении и содержащий мочегонный компонент, - вспоминает Евгения, - У меня есть куча свидетелей, что я пиняла тот препарат вынужденно. (В мае 2000-го года международный антидопинговое агентство (WADA) внесло этот препарат в разряд запрещенных, - Я.П.). Я ничего не подозревая даже внесла его в список лекарств, которые я пила перед стартами. Результат – известен. В итоге – дисквалификация на четыре года. Врач был из другой сборной, какой-то капстраны, сейчас не помню уже. У нас в команде тогда и медработников квалифицированных и в помине не было. Конечно, сейчас я не послушала бы наших начальников и не уехала бы сразу из олимпийской деревни, я созвала бы пресс-конференцию, но это сейчас, а тогда… Тогда я просто позвонила мужу и сказала ему о случившемся. Он у меня рассудительный, он сказал, что может это и к лучшему, иначе он бы потерял бы жену – слишком много сил я тогда отдавала любимому плаванию.
Отбыв дисквалификацию, Евгения попыталась вернуться в большой спорт, однако ее время в плавании, видимо, уже ушло.
Спустя 14 лет у нас появилась еще одна спортсменка, употреблявшая допинг. Это - неоднократная чемпионка Азии Эльмира Айгалиева. В июле отечественная пловчиха выступила в открытом чемпионате Белоруссии в Бресте. Проба, которую взяли на тех состязаниях, оказалась положительной (название препарата не указывается). Поэтому Международная федерация плавания отстранила Эльмиру от соревнований на два года.
- У нас есть заявление Айгалиевой, в котором она призналась, что употребляла запрещенный препарат по своей инициативе, - сказал несколько дней назад в интервью нашему сайту Генеральный секретарь Федерации водных видов спорта РК Андрей Крюков. – Это действительно так.
(продолжение следует...)
Ян Полонский, Алматы