«Тенгизшевройл» приступает к строительству завода третьего поколения

Предварительная стоимостью проекта около 40 миллиардов долларов.
В конце октября компания провела общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду этого масштабного проекта, пишет газета Акжайык.

О ПРОЕКТЕ 
Проект будущего расширения (ПБР) после завершения строительства, запланированного на 2019 год, обеспечит увеличение добычи нефти с нынешних 24 до 36 миллионов тонн в год. Кроме роста добычи проект позволит расширить мощности по закачке сырого газа в пласт. Основные объекты ПБР:

Система повышения давления (СПД)

Завод третьего поколения (ЗТП) площадью 1,2 на 1,3 км

Закачка сырого газа третьего поколения (ЗСГТП)

Система сбора и закачки, кустовые скважины

Система закачки воды

Новый вахтовый поселок «Оркен»

Объединенный центр управления производством

Участок управления строительством (база ПБР)

Внутрипромысловая дорога целевого назначения

Новый вахтовый поселок «Оркен» будет возведён специально для ЗТП, он расположится вплотную к уже существующему вахтовому поселку ТШО. «Оркен» рассчитан на 5000 человек, с возможным расширением.
Впервые для проектов ТШО на заводе третьего поколения не будет установки по подготовке попутного серосодержащего (сжиженного углеводородного) газа – так же, как мощностей по производству серы и площадок для её хранения: планируется 100-процентная обратная закачка добытого газа.
– Это и забота об экологии, и возможность поддержать внутрипластовое давление, – сообщил на слушаниях генеральный менеджер по новым проектам ТШО Роки БРЕННЕН.

О ПИКЕ И СПАДЕ

– На пике строительства будет создано около 20 тысяч рабочих мест. Из них 15 тысяч непосредственно на Тенгизе, и пять тысяч на производственных площадках в Мангистауской области. Кроме того, проект имеет мультипликативный эффект, – заявил генеральный менеджер ТОО «Тенгизшевройл» по связям с правительством и общественностью Рзабек АРТЫГАЛИЕВ, подразумевая частичное  размещение заказов на модули на казахстанских заводах. Поясню, завод – модульной сборки, общий вес модулей составит 253 тысячи тонн. Вес отдельных модулей – от 300 до 1 800 тонн. Их транспортировка предусмотрена морем и по автодороге на Тенгиз. Артыгалиев не уточнил соотношение, но, учитывая техническую сложность проекта и отсутствие опыта у казахстанских изготовителей, основная часть заказов, скорее всего, будет традиционно размещена за пределами Казахстана.

Что касается создания 15 тысяч рабочих мест в самой Атырауской области, то очевидно, что пик строительства тоже имеет вполне конкретные сроки, и стянутые на время на Тенгиз тысячи людей после его окончания снова останутся без работы.

«КУРОРТ» АТЫРАУ

Оценку воздействия на окружающую среду проекта будущего расширения (ПБР) выполнило по заказу Тенгизшевройла ТОО «Казэкопроект».
Это довольно интересное чтиво. Приведу самые, на мой взгляд, значимые моменты.

Состояние атмосферного воздуха

По мнению подрядчика, концентрация выбрасываемых веществ совокупно для всех объектов ТШО – а это тенгизский газоперерабатывающий завод (КТЛ-1, КТЛ-2), Завод второго поколения (ЗВП), Закачки сырого газа (ЗСГ), Система сбора и закачки, скважины, вахтовые посёлки «Шанырак» и ТШО – на сегодня не превышает допустимого уровня. Например, в ближайшем (87 км) к Тенгизу поселке Новый Каратон, концентрация выбросов в 2,5 раза ниже допустимой. К слову, подрядчик сослался на весьма любопытные исследования по категории «Значения Индекса загрязнения атмосферы (ИЗА)». Согласно этим данным, ИЗА вблизи Тенгиза низкий. Например, в «зеленых легких» Казахстана Кокшетау этот показатель составляет 0,3, в Атырау – 4,8, рекордный показатель 11,5 – в Алматы, даже в печально известном Усть-Каменогорске всего 7,6. А в вахтовых поселках Тенгиза – почти санаторное качество атмосферы – 1,4; в ближайшем к Тенгизу Новом Каратоне – 1,5. Почему у Атырау репутация города, в котором нельзя дышать полной грудью? Оказывается, по сравнению с Алматы у нас просто санаторий. «Казэкопроект» отвечает.

Оценка воздействия на атмосферный воздух

Доля выбросов ПБР в общем объёме выбросов ТШО составит 25%.
Выбросы ПБР в основном обусловлены сжиганием чистого природного газа для получения электроэнергии и пара. Зона воздействия выбросов не превышает размера санитарно-защитной зоны.

Оценка воздействия выбросов на море и почву

Выпадения из атмосферы не вызовут изменений почв и Каспийского моря. Основная масса выпадений серы и азота от источников ТШО ограничена территорией проведения работ. Влияние ТШО на акваторию Каспийского моря по выпадению серы – 1% суммарного потока, по выпадению азота – 2%.

Оценка воздействия – водоотведение

Продолжение закачки сточных вод не окажет влияния на Каспийское море. Объём закачки сточных вод увеличится с 6000 м3/сут. до 12000 м3/сут. Замечу, согласно приведенной карте участок закачки промышленных сточных вод находится в 15 километрах от Каспия и залегает на глубине около полутора километров.

Оценка воздействия – отходы

Конструкции и состояние действующих полигонов соответствуют строительным и санитарным нормам РК, непосредственное воздействие на окружающую среду от полигонов минимально.

По сведениям ТОО «Казэкопроект», ТШО использует лучшую мировую практику обращения с отходами, поскольку как утверждается в ОВОС, уже сегодня компания наладила переработку отходов пластика, аккумуляторных батарей, резиновых шин, отходов электроники, отходов картона, металлолома; биологическую очистку нефтесодержащих отходов; просроченные химикаты в ТШО сжигаются либо термически обрабатываются.

Оценка воздействия – флора и фауна

Реализация ПБР не вызовет необратимых изменений в экосистемах, обеднения видового состава и существенного сокращения ареалов обитания.

ВСЁ КАК ОБЫЧНО

Основные выводы OВОС напоминают фразу Лёлика из «Бриллиантовой руки»: «Усё будет в лучшем виде!». «Планируемая деятельность по строительству и эксплуатации объектов ПБР совместно с действующим производством ТШО не окажут значимого негативного воздействия на природную среду и здоровье населения за пределами границы СЗЗ. Выбросы ТШО, включая ПБР, не повлияют на качество Каспийского моря, что подтверждено в ходе научного обоснования (каким именно способом производится такого рода обоснование – осталось за кадром.– З. Б.). Основное воздействие на экосистемы будет ограничено территорией земельного отвода. Планируется осуществлять снятие и хранение верхнего слоя почв для последующей рекультивации. В большинстве сфер жизни населения, прежде всего в экономической сфере, ожидаются положительные изменения. Риск для здоровья населения Жылыойского района находится в приемлемой зоне».

Если коротко, всё как обычно – риски есть, но как бы призрачны, а выгода очевидна и вполне осязаема: в случае реализации проекта части местного населения «светит» стабильная зарплата, а инвесторам – миллионные доходы. Впрочем, эти два вывода свойственны исследованиям оценки воздействия на окружающую среду всех разработчиков недр, хотя готовят их вроде бы разные подрядчики. Однако в случае с ТШО можно констатировать завидное постоянство в выборе исполнителя – ТОО «Казэкопроект» готовит ОВОСы для этой компании с 1998 года.

СОВЕТ ОТ ДИАРОВА

Как бы оптимистично ни звучал доклад, увеличение добычи нефти, содержащей около 20 процентов сероводорода, неизбежно несет с собой и рост рисков.

Ряд щекотливых для организатора слушаний вопросов задала руководитель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА:

Почему общественности так и не сообщили, сколько скважин будет пробурено на Тенгизе? Почему это стало секретом? Почему проект, стоимость которого когда-то оценивалась в 6,9 миллиарда долларов, вдруг возрос до 40 миллиардов долларов? Нам бы было всё равно, сколько он стоит. Но ведь все эти затраты придется возмещать Казахстану за счет продажи нефти! И вообще, нет убедительных доказательств, что регион выдержит такую нагрузку на хрупкую экологию. Поэтому у нас появляются опасения: не станем ли мы все однажды первыми в республике экологическими беженцами…

Академик Муфтах ДИАРОВ долго терзал менеджеров ТШО вопросами о нынешнем состоянии тенгизского коллектора. Он с трудом добился конкретной цифры уровня давления в коллекторе – как сообщил один из иностранных управленцев, с начала разработки месторождения оно упало с 850-950 атмосфер до 450-500 в зависимости от локации.

Диаров также хотел узнать объемы закачанного обратно в пласты газа за эти годы. Для подготовки ответа на этот вопрос специалисты ТШО запросили время.

Разочарованный академик предложил администрации компании отправить специалистов заново получать дипломы:

– Они зря получают зарплату, вы мне обещали привлечь к этим слушаниям специалистов, готовых ответить на любой вопрос. Опять не готовы. Пусть идут снова учиться.  

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Актау Актобе Алматы Атырауская область Казахстан Каспий Кызылорда Мангистауская область Нур-Султан Семей Тенгиз Усть-Каменогорск
Следите за новостями zakon.kz в: