На таком, согласитесь, небезопасном для нашего общества фоне руководство республиканского СПИД-центра демонстрирует прямо-таки завидное хладнокровие и уверяет, что “свободное плавание” иностранцев с ВИЧ не представляет никакого риска, пишет газета Время.
В Казахстане АРВ-терапию, которую используют для лечения ВИЧ-инфицированных, начали применять с апреля 2005 года. Поначалу средства на такое лечение предоставляли только международные организации, работающие в этой сфере, в частности Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Постепенно и сам Казахстан стал выделять средства на лечение зараженных ВИЧ, причем доля госфинансирования неизменно росла. Если в 2007 году она составляла около 25 процентов от общего количества средств, выделяемых на лечение и профилактику ВИЧ/СПИД, то уже в 2010-м превышала 70 процентов.
- Сегодня уже вся терапия для ВИЧ-инфицированных закупается исключительно за счет государства, - рассказывает Нурали АМАНЖОЛОВ, президент казахстанского союза людей, живущих с ВИЧ. - При этом в Кодексе “О здоровье и системе здравоохранения” четко указано: гарантированный объем бесплатной медпомощи (ГОБМП) распространяется только на граждан Казахстана и оралманов. В таком случае по логике вещей ВИЧ-инфицированным иностранцам препараты для АРВ-терапии - а они, подчеркну, входят в перечень ГОБМП - должны предоставляться на платной основе. Но, к сожалению, этого не происходит.
Неказахстанец не может приобрести нужные ему лекарства, даже если у него есть деньги. Этот момент попросту не проработан ни в одном из наших законов, хотя в мире такая практика широко применяется.
Например, в России препараты для антиретровирусной терапии можно заказать даже через Интернет.
Марат ТУКЕЕВ, гендиректор Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, куда мы обратились с официальным запросом с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и сообщить, сколько ВИЧ-инфицированных иностранцев проживает в Казахстане, в ответном письме в редакцию фактически, увы, подтвердил слова Аманжолова.
Цитируем:
“В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса РК “О здоровье и системе здравоохранения” гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам Казахстана и оралманам. Лицам, имеющим вид на жительство и являющимся иностранными гражданами (постановление правительства РК от 12 июля 2000 года №1063), гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не предоставляется.
На 1 сентября 2014 года в Казахстане состоит на учете 293 ВИЧ-позитивных иностранных гражданина, из них в пенитенциарной системе - 35. ВИЧ-позитивные иностранные граждане ранее состояли на диспансерном учете в региональных СПИД-центрах и получали по клиническим показаниям АРВ-терапию за счет средств Глобального фонда”.
- Получается, что сейчас государству не особо интересно лечить чужих граждан. И кто-то может даже согласиться с этой позицией: мол, чего вдруг мы должны тратить свои кровные на чужаков, - развивает свою мысль Нурали Аманжолов. - Я с этой позицией абсолютно не согласен! Во-первых, эти люди могут просто умереть. Многие из них живут в Казахстане много лет, у некоторых из них ВИЧ-инфекция была выявлена в нашей стране, здесь же они начали принимать терапию. Сейчас они приходят к нам в организацию - плачут, умоляют, просят хоть чем-то помочь. Они в шоке, потому что на весах - их жизнь. У них есть семьи, работа, планы на будущее. Но все это может рухнуть из-за сложившейся ситуации. Разве это нормально?! Во-вторых, эти люди живут среди нас. Часть из них употребляет нар¬котики вместе с нашими гражданами и, соответственно, подвергает их риску заражения. К тому же большинство из них молодые, а значит - сексуально активные люди. Поэтому нельзя считать, что это не наша проблема!
Однако в республиканском СПИД-центре успокаивают:
“В масштабах Республики Казахстан ВИЧ-позитивные иностранные граждане не оказывают существенного влияния на эпидемиологическую ситуацию, так как они осведомлены о своем ВИЧ-статусе и информированы об уголовной ответственности за распространение ВИЧ”.
Между тем специалисты союза, которым руководит Аманжолов, попытались выяснить, сколько иностранцев в регионах республики сейчас оказались в патовой для себя ситуации, разослали запросы. Ответные данные пришли далеко не из всех областей, но картинка все же сложилась. Оказалось, что в Карагандинской области живут 45 ВИЧ-инфицированных мигрантов, в Алматы - 40, в Астане - 12, в Алматинской области - девять. Без жизненно необходимой медицинской помощи остались в основном граждане России, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
По мнению Нурали, эту проблему нужно решать, не откладывая в долгий ящик.
- Либо настоятельно рекомендовать всем ВИЧ-инфицированным иностранцам выехать из Казахстана - пусть лечатся на родине, либо предоставить им возможность делать это здесь. Дело в том, - поясняет мой собеседник, - что если человек перестает принимать АРВ-терапию, у него вырабатывается резистентность, то есть устойчивость к препаратам, и эффективность лечения резко снижается, болезнь начинает прогрессировать. Чтобы помочь такому больному, приходится менять схему лечения, покупать более дорогие медикаменты. Если кто-то из иностранцев, о которых мы говорим, заразит нашего гражданина ВИЧ, то это будет уже устойчивая форма вируса, которая потребует более дорогостоящей терапии.
Я считаю, что нашему государству дешевле лечить таких больных. Очень жаль, что сейчас эти люди остались без наблюдения, и мы не знаем, что с ними происходит. Было бы лучше, если бы они находились под наблюдением.
- Вы как-то пытаетесь найти выход из этой ситуации?
- Да, мы обратились за помощью в Глобальный фонд, идут переговоры. Они готовы пойти нам навстречу. Правда, сейчас возникли некоторые проблемы, связанные с ввозом этих препаратов, мы пытаемся их решить.
Соответствующим вопросом, кажется, озабочены и в Республиканском СПИД-центре:
“В настоящее время Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией рассмат¬ривает возможность финансирования для закупа АРВ-препаратов для ВИЧ-позитивных иностранных граждан в РК, нуждающихся в АРВ-терапии”.
- Но даже если эти медикаменты появятся в Казахстане, - подчеркивает между тем Нурали Аманжолов, - непонятно, что мы будем делать дальше. Иностранцев снимают с учета в казахстанских СПИД-центрах, их не обследуют, хотя это необходимо. Кто будет раздавать эти лекарства больным, под чьим наблюдением будут находиться такие пациенты? Ведь к каждому из них нужны индивидуальные подход и схема лечения, которые назначаются в зависимости от состояния организма и формы заболевания. Сделать все это могут только специалисты.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Из досье
- На 31 декабря 2013 года АРВ-терапию в Казахстане получал 3571 зараженный ВИЧ-инфекцией, в том числе 331 ребенок. На тот момент программами АРВ-терапии были охвачены 76,6 процента нуждающихся (цифра далека от ста процентов лишь потому, что не все больные хотят лечиться). Большинство пациентов, включенных в программу АРВ-терапии (95,8%), получали препараты первой линии, стоимость лечения одного такого человека составляет 1158 долларов в год. Препараты второй линии использовали чуть более четырех процентов ВИЧ-инфицированных, они немного дороже - 1827 долларов соответственно.
При этом, по официальным данным, в 2013 году на лечение и профилактику ВИЧ/СПИД в Казахстане было выделено 5 миллиардов 784 миллиона тенге, или в пересчете по курсу того времени порядка 37,8 миллиона долларов. В том числе из государственных источников на терапию и различные программы поступило 4 миллиарда 724 миллиона тенге (почти 31 миллион долларов), из международных источников, в частности из Глобального фонда, - 1 миллиард 60 миллионов тенге (почти 7 миллионов долларов).
- Всего в 17-миллионном Казахстане на 1 января 2014 года было зарегистрировано 19 997 ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. При этом, по данным статкомитета Миннацэкономики, в 2013 году в республике был выявлен 1941 новый носитель ВИЧ-инфекции. В августе 2014 года в рес¬публике зарегистрировано 162 новых носителя ВИЧ-инфекции. В целом в январе-августе этого года в стране выявлено 1474 новых носителя ВИЧ-инфекции, в аналогичном периоде 2013-го - 1338.