Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
В ответе на данный вопрос нужно руководствоваться принципом: «Прежде чем что-то получить, нужно что-то отдать». Т.е. условия для регистрации, доступность информации и дополнительные бонусы должны быть на столько привлекательными, чтобы не задумываясь Самозанятый выбирал Государство в партнеры.
1. Пошаговая инструкция по регистрации (буклеты, он-лайн,видео). Прежде чем идти в Налоговый орган для регистрации Самозанятый должен понимать: какие документы иметь при себе, важно! иметь картонный скоросшиватель, где можно оплатить пошлину и в каком размере, требуется ли лицензия для осуществления деятельности и как ее получить, какие виды деятельности существуют и какие коды, какой выбрать налоговый режим. В том числе, указать необходимость наличия флешки/накопителя для ЭЦП.
2. Расчет Финансовых вложений. Помимо основных затрат для осуществления основной деятельности, есть затраты, о которых мы и не подозреваем до начала процесса регистрации. Пошлина, покупка флешки, покупка картонного скоросшивателя, в зависимости от выбранного режима-печать, нотариальные услуги для открытия счета в банке, приобретение кассового аппарата и журналов для учета, а также покупка POS-терминала (стационарный от 45 000 тенге!!!), уплата стоимости патента до начала осуществления деятельности и еще целый список непредвиденных расходов.
В любом случае нужно будет уплатить от 100 000 тенге и выше !!! Сумма немаленькая, уже только это останавливает. А сколько еще нужно потратить времени!!! Хоть и заявлено 3 дня, а кто из нас не сталкивался с таким: система не работает – приходите завтра.
В силу того, что Самозанятые, как правило в одном лице, не возможно охватить все и необходима поддержка:
1. Ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетов. Например, на ежемесячной основе проводить семинары-разъяснения для вновь зарегистрированных. Направлять уведомления в виде имейлов и текстовых сообщений на сотовый телефон о предстоящей дате предоставления отчета. Режиме работы Налогового Органа и изменениях. Информировать о существующих ассоциациях по видам деятельности.
2. Финансирование. Говорят, что есть фонд ДАМУ, что Акимат выделяет средства, но то ли мы не там ищем, то ли информация для узкого круга, то ли условия не для стартапа . А ведь можно заинтересовать и банки и фонды, они еще и за свой счет разработают информационные материалы по регистрации Самозанятых.
3. Маркетинг и продвижение. Помогать индивидуально всех не объять, а вот пошаговые подсказки с чего начать по видам деятельности можно разработать и предоставить зарегистрированным Самозанятым. Еще одна проблема для Самозанятого это продвижение. Предоставляя зарегистрированным собственную страничку на платформе это большой плюс. Да еще эта страничка участвует в поисковых системах google и yandex – вообще здорово. Конечный потребитель находит по видам деятельности поставщиков товаров или услуг, зная, что поставщик работает официально и сможет предоставить весь пакет документов. Ну там еще можно продумать об оценки качества и тд. Регистрация доменного имени, хостинг, разработка сайта или покупка на год странички на платформе satu.kz в среднем выходит от 45 000 тенге. Создавать группы по видам деятельности, чтобы люди могли находить ответы на свои профессиональные вопросы (типа интрасайта).
4. Отсрочка уплаты налогов. Пример: за услуги электроэнергии я могу не платить три месяца, при отсутствии платежа в течение этого срока на четвертый месяц электроэнергию отключают. Так как сумма за электроэнергию самая большая и не всегда есть возможность ее оплатить, то оплачиваю или небольшими суммами или закрываю свои текущие расходы, а электроэнергию оплачиваю в следующем месяце. На самом деле это очень удобно!!! Так и в бизнесе, например импорт, как правило все платежи, например в таможню, оплата транспортных услуг, аренда помещения, зарплата и налоги приходятся в один период. И очень сложно спланировать.
5. Льготы. Например, зеленый свет при оформлении детей в детские сады.
В общем и целом, в какую бы гос структуру не обратился, везде нет четких инструкций и приходится ходить, ходить и ходить. Всегда создается впечатление, что сотрудники сами не знают. Если бы был прописанный регламент, которому следовали и гос служащие и обращающиеся, то жить и работать было бы легче и приятнее. Ну и конечно, человек должен точно знать на что он может рассчитывать.