Проблема самостоятельно занятых в РК на сегодняшний день является актуальной как для государства с одной стороны, так и для самих самостоятельно занятых граждан.
Государство обеспокоено проблемой самозанятых по ряду причин:
1)самостоятельно занятые граждане официально не зарегистрированы в качестве предпринимателей, соответственно в бюджет государства не поступают обязательные платежи;
2)учитывая «теневой характер» деятельности самостоятельно занятых, не представляется возможным отразить реальную картину количества граждан самостоятельно занятых, что негативно сказывается на результатах проведения статистических отчетов;
3)имея в виду, что большинство из числа самостоятельно занятых не производят отчисления в пенсионный фонд, при приближении пенсионного возраста возникнет проблема отсутствия средств для удовлетворения жизненных потребностей;
Для граждан, самостоятельно занятых имеются следующие проблемы:
1)отсутствие стабильности, как в получении заработка, так и в наличии самой работы;
2)социальная незащищенность;
3)отсутствие государственных программ повышения квалификации либо переподготовки, в связи с чем отсутствие должной квалификации, отвечающей современным требованиям и реалиям.
В Законе РК «О занятости населения» имеется определение самостоятельно занятых. К ним относятся индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления; члены производственных кооперативов; неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств); работодатели, использующие труд наемных работников. Согласно ст. 2 Закона РК «О занятости населения» самостоятельно занятые относятся к занятому населению.
При этом, в Трудовом кодексе РК отсутствует раздел, регламентирующий особенности регулирования труда самостоятельно занятых граждан. Более того, необходимо внести дополнения в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» относительно выполнения налоговых обязательств самостоятельно занятыми. Также предусмотреть в налоговом законодательстве обязательность государственной регистрации в качестве налогоплательщиков самостоятельно занятых граждан РК. В связи с невыполнением данного требования законодательства предусмотреть установленную законом ответственность.
В соответствии с основными принципами и направлениями государственной политики в области занятости населения, в частности ориентация системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики (пп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РК «О занятости населения») нами предлагается Программа содействия повышения квалификации (самообразования) самостоятельно занятых в РК.
Успешная реализация данной программы возможна при тесном сотрудничестве Министерства здравоохранения и социальной защиты РК, Центров занятости населения, ВУЗов и колледжей.
Программа
содействия повышению квалификации самостоятельно занятым гражданам в Республике Казахстан
Цель программы. Данная программа рассчитана на самостоятельно занятых граждан РК. Программа имеет различные уровни подготовки в зависимости от возраста, уровня образования и специфики деятельности самостоятельно занятых. Целью данной программы является повышение эффективности применяемых знаний, углубление и совершенствование полученного опыта, реализация потенциала самостоятельно занятых в условиях конкуренции.
Задачи.
Приобретение новых научных и практических знаний.
Совершенствование имеющегося опыта.
Ориентация на насущные потребности самостоятельно занятых.
Организация взаимодействия и взаимопомощи самостоятельно занятых.
Конечные результаты
Развитие личностных характеристик.
Повышение эффективности применения полученных знаний и опыта в процессе своей деятельности.
Приобретение новых навыков.
Повышение квалификации.
Категория обучающихся.
Самостоятельно занятые:
1)индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления;
2)члены производственных кооперативов;
3)неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств);
4)работодатели, использующие труд наемных работников.
Режим и продолжительность проведения занятий.
Возможны по выбору:
1)дистанционное обучение;
2)очное обучение;
3)вечернее обучение;
Перед началом обучения все обучающиеся проходят тестирование на определение уровня знаний по всем дисциплинам (профессиональным модулям). Далее происходит распределение по группам в зависимости от уровня знаний. Для каждого модуля/дисциплины формируется своя группа. Таким образом, происходит учет имеющихся базовых теоретических знаний и практического опыта каждого обучающегося.
Продолжительность занятий зависит от выбранной обучающимся программы (количества часов общей и дифференцированной программы профессиональных модулей/дисциплин).
Структура программы.
Настоящая программа состоит из профессионально ориентированных модулей-дисциплин. Модули-дисциплины формируются в разрезе подготовки общей направленности (обязательной) и дифференцированной, т.е. относительно специфики рода деятельности самостоятельно занятого.
Содержание программы.
Общая
№ |
Наименование профессионального модуля/дисциплины |
Объем аудиторной нагрузки (час) |
Объем самостоятельной работы (час) |
Всего учебной нагрузки (час) |
1 |
Бухгалтерский учет (практический курс) |
2 |
1 |
3 |
2 |
Основы практического правоведения для самостоятельно занятых |
2 |
1 |
3 |
3 |
Компьютерная грамотность (с использованием новейших технологий) |
2 |
1 |
3 |
4 |
Бизнес-планирование, риск-менеджмент |
2 |
1 |
3 |
5 |
Казахский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого) |
2 |
1 |
3 |
6 |
Русский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого) |
2 |
1 |
3 |
7 |
Английский язык - делопроизводство (практический курс с ориентацией на специализацию самостоятельно занятого) |
2 |
1 |
3 |
Всего по общей программе |
14 |
7 |
21 |
Дифференцированная (в зависимости от рода деятельности самостоятельно занятого) (ниже приведем в качестве примера модули для юристов-самостоятельно занятых)
№ |
Наименование профессионального модуля/дисциплины |
Объем аудиторной нагрузки (час) |
Объем самостоятельной работы (час) |
Всего учебной нагрузки (час) |
1 |
Проблемы гражданского права |
2 |
2 |
4 |
2 |
Договорное право |
2 |
2 |
4 |
3 |
Проблемы трудового права |
3 |
2 |
5 |
4 |
Административное судопроизводство |
2 |
2 |
4 |
5 |
Адвокат в уголовном судопроизводстве |
2 |
2 |
4 |
6 |
Адвокат в гражданском судопроизводстве |
2 |
2 |
4 |
7 |
Проблемы гражданского процессуального права |
3 |
2 |
5 |
8 |
Проблемы банковского права |
2 |
2 |
4 |
9 |
Проблемы налогового права |
2 |
2 |
4 |
10 |
Право интеллектуальной собственности |
2 |
2 |
4 |
11 |
Проблемы исполнительного производства |
2 |
2 |
4 |
12 |
Конфликтология |
3 |
2 |
5 |
Всего по дифференцированной программе |
27 |
24 |
51 |
|
Итого |
72 часа |
Информационное обеспечение.
Предлагается перечень основных и дополнительных источников: нормативной базы, специальной юридической литературы, интернет-ресурсов.
Техническое обеспечение.
Необходимым для реализации программы является соответствующее материально-техническое сопровождение, а именно наличие аудиторий, оснащенных мультимедиа-средствами, сети Интернет.
По результатам прохождения Программы содействия повышения квалификации (самообразования) самостоятельно занятых граждан в РК выдается свидетельство об окончании программы.
Выводы:
1.По результатам внедрения и реализации настоящей Программы самостоятельно занятым гражданам будет предоставлена возможность получения теоретических и практических навыков осуществления трудовой деятельности.
2.Для компетентных государственных органов упростится функция реализации контрольных функций, ведения учета самостоятельно занятых лиц.