Достоверный учет и универсальный государственный служащий решит проблему самозанятых в Казахстане

Самозанятая
Достоверный учет  и универсальный государственный служащий решит проблему самозанятых в Казахстане

         Предысторию возникновения самозанятого населения нашей страны знает каждый, всё ведь происходило на глазах. О проблеме самозанятых  впервые, начиная с 2004 года, в полный голос заговорили депутаты не только в стенах Парламента, но и в прессе, на телевидении. В ответ - робкие, вразнобой, неуверенные реплики чиновников от власти. 

        Так, в 2006 году Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – Минтруд) был рассмотрен депутатский запрос Оспанова С. Ж. касательно правового статуса, критериев определения «самозанятого населения», а также в части участия их в системе пенсионных накоплений, соцстраховании и принятия необходимых мер экономического стимулирования перехода населения из разряда «самозанятых» в юридически зарегистрированных предпринимателей.

         Однако статус самозанятого труженика до сих пор блуждает. Правовой платформы попросту нет. У нас не существует четкого понятия, кто же такой «самозанятый». В законе «О занятости населения» сказано, что «самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников».   Агентство Республики  Казахстан по статистике (далее – Агентство) дало свое разъяснение термину «самозанятости».  «Самостоятельная занятость – это занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства (реализации) товаров и услуг».  Но разве у официально работающего размер вознаграждения напрямую не зависит от дохода? А разве у официально работающего собственное потребление нельзя рассматривать как часть дохода?

         Чиновники в обход закона, самозанятых распределили на две группы: «продуктивно занятые» и «непродуктивно занятые». Непродуктивно занятые - это незарегистрированные самостоятельные работники, лица, занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции лишь для собственного потребления, и неоплачиваемые работники семейных предприятий.

         Создается впечатление, что чиновники очень стараются заменить определения на не понятные слова. В конечном итоге вместо решения, только усугубляют проблему. И дает нам основание предположить, что они не особенно заинтересованы  в решении проблемы самозанятого населения. Ведь решение этой проблемы означало бы переход самозанятых из теневой экономики в официальную. 

         Теперь, кстати, о статистике: По данным Агентства в третьем  квартале 2014 года численность занятого населения составила 8678 тыс. человек, численность безработных составляла 458,1 тыс. человек. На начало 2014 года численность самозанятых составляла 2620,9 тыс. человек.

         Конечно, все эти цифры нельзя считать абсолютными. Оценить точное число занятых на вольных хлебах крайне затруднительно. Методология учета основных индикаторов рынка труда, включая численность самостоятельно занятого и безработного населения, применяемая Агентством соответствует международным стандартам МОТ – «Руководство по использованию системы индикаторов KILM», разработанные МОТ.

         Цифры выявлены по косвенным признакам и являются приблизительными. Очень трудно оценить эти цифры как достоверные из-за нечеткости понятий и возникающей из-за этого терминологической путаницы. Возможно, что различия статистических показателей по странам мира в большей мере обусловлены именно терминологической путаницей, нежели реальным состоянием дел. 

         В пользу такого мнения свидетельствует то, что в Российской Федерации, к примеру, при определении официального статуса самозанятых причислили к ним  нотариусов, адвокатов, людей творческих профессий типа художников, фотографов и дизайнеров, глав крестьянских хозяйств. В итоге россияне насчитали всего лишь 3,9 миллиона самозанятых. На 150 миллионов населения – довольно скромно!

        Статистика - это наука, она не терпит приблизительности. И не имея реальной статистики, невозможно выстроить и эффективную государственную политику в любой сфере. Достоверный учет населения является важным инструментом государственного управления и мобилизации ресурсов в сегодняшнем мире, но так было и у многих древних держав. Учет населения с древнейших времен существовал как часть хозяйственной статистики и совершенствовался вместе с ней. Различные формы учета земель и хозяйств, ремесел и торговли, а вместе с ними и населения имелись в Древнем Китае, Японии, Египте, Месопотамии, Иудее, в городах Древней Греции и в Риме.

         Учеты населения проводились там с финансовыми и военными целями, чтобы знать возможное число налогоплательщиков и воинов.  Для монголов учет населения был основной институцией,  которая позволяла упорядочивать и использовать всех своих подданных, в число которых входили кочевники, крестьяне и городские жители. В широком смысле учет был инвентаризацией талантов и богатства империи, которая позволяла оценить ремесленников и определить экономические ресурсы. О широких целях учета говорит летопись, в которой говорится, что фиксировался все "от людей до скота, от полей до виноградников, от рощ до фруктовых садов". Вскоре после провозглашения империи в 1206 г. Чингисхан повелел, чтобы об этом вели тщательные записи в специальных "Синих книгах" – «Кок Дебтер Бичик» для будущих административных нужд.

         Тот факт, что Чингисхан бросил столь огромный административный ресурс на учет населения является довольно точным индикатором его политических и экономических воззрений. Широкомасштабный учет является лучшим свидетельством того, что имперская политика была ориентирована на систематическое долгосрочное использование населения покоренных земель, но не на краткосрочные поборы или разовые ограбления.

         В отличие от древних стран, современные государства являются демократическими, светскими, правовыми и социальными государствами. Человек, в том числе самозанятый человек является высшей ценностью современного государства. Одним из основных обязанностей всех государственных служащих является защита прав и самозанятых граждан.

         У нас в стране права самозанятых защищают все государственные органы. Но, видимо, этого недостаточно. Проблема в том, что работа государственных органов носит узковедомственный характер: каждый действует в своей сфере и не может или не хочет выйти за рамки полномочий. Незыблемым является факт дублирование поручений.

         Как заметил сам президент Н.А.Назарбаев, поручив правительству немедленно разработать законопроект о разграничении полномочий между уровнями государственного управления, в настоящее время в ведомствах царит хаос, одни, получив ответственное задание, перепоручают его нижестоящим, те в свою очередь спускают его дальше вниз и так до бесконечности. 

         Более того, существующая практика хаоса приводит к тому, что одно и то же поручение спускается сразу нескольким ведомствам. В результате каждый кивает друг на друга и не получается ничего. Вот и получается, что у семи нянек дитя без глаза. 
         Казахстан занимает девятое место в мире по площади. А населения – каких-то 17 миллионов. Средний мегаполис. Небольшое население Казахстана является конкурентным преимуществом республики. Сегодня на дворе 21 век – век электроники и высоких технологий и у нас имеется стотысячная армия чиновников.

         Эффективное использование работы чиновников решить не только проблему самозанятых. Необходимо внедрить института универсального государственного служащего (далее – УГС). Большую часть чиновников страны необходимо наделить полномочиями УГС. Один УГС, как непосредственно связывающее звено между государством и народом, будет обслуживать от 100 до 200 взрослого населения. У УГС будут сосредоточены абсолютно все мыслимые государственные функции, в том числе и направленные на улучшение качества и уровня жизни населения. УГС выполняет свою работу лично. У него не будут подчиненных. Вся деятельность УГС должна быть прозрачная и кристально чистая. И даже его компактное, миниатюрное служебное помещение из прозрачного материала будет расположено в центре обслуживаемой территории. В экстренных случаях он действует сообща с централизованными и специализированными мобильными группами государственных служащих района.

         Думаю, что для УГС не составит труда так сказать, между делом, на постоянной основе вести поимённый учёт всех самозанятых граждан своей территории. Сегодня заставить каждого акима работать, чтобы он приносил вам данные о том, сколько было вчера самозанятых и сколько станет сегодня – это не реально.
         У нас в стране подавляющее большинство самозанятых неконкурентоспособно на рынке труда, занято малопроизводительным трудом, не приносящим достаточных для безбедного существования доходов. «Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику»,- отмечал Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

         Казахстан в течение ближайших лет должен создать рабочие места для непродуктивно занятого населения. Всего по различным направлениям новой программы занятости населения необходимо в ближайшие годы охватить дополнительно максимальное количество непродуктивно занятого населения. То есть этой программой мы должны раз и навсегда решить вопрос самозанятых. 

         Государство должно дать непродуктивно занятому населению республики возможность обучиться для трудоустройства на объектах программы индустриализации. В Казахстане есть возможность сделать так, чтобы рабочая сила была более высококонкурентоспособной.

         Необходимо связать проблему непродуктивно занятого населения с программой развития регионов и создать условия для тех, кто хочет приехать из слабых экономических районов страны в центры экономической активности. Необходимо вблизи центров экономической активности предоставлять желающим переехать из экономически отсталых регионов вновь возводимое типовое арендное жилье. Оно должно быть недорогое, оно же будет стимулировать и развитие индустрии на местах. Необходимо разработать дополнительные меры господдержки желающим переселиться ближе к центрам экономической активности: субсидирование переезда, выдача подъемных денежных средств, предоставление отсрочки по арендной плате за жилье, обучение, трудоустройство и помощь в адаптации.

         Очень часто мы слышим выражение: «Все гениальное – просто». Оно всегда ассоциируется с оригинальной идеей или весьма простым решением сложнейшей задачи. Все гениальное вызывает у человека такую реакцию: вдохновение, радость, восхищение, восторг. Это применимо не только к высокотехнологичным продуктам и открытиям, но и к решению проблемы самозанятых в Казахстане!

Следите за новостями zakon.kz в: