А.Даулбаев подчеркнул особую значимость Послания, ставшего логическим продолжением стратегических целей, заложенных в Стратегии «Казахстан - 2050». "Ключевые приоритеты новой экономической политики государства «Нұрлы жол» направлены на продолжение структурных реформ в экономике и призваны обеспечить поступательное развитие страны в условиях кризиса", - отметил генпрокурор.
Как подчеркнул А.Даулбаев, важно не только информировать население о результатах борьбы с коррупцией, но и пропагандировать антикоррупционное поведение, воспитывать антикоррупционное мировоззрение, формировать новые стандарты гражданской морали. Учитывая высокий уровень низовой коррупции, необходимо выработать идеологию неприятия любых форм коррупции. И здесь важна роль всего общества, всех политических и общественных институтов.
Результатом этой работы должно стать повышение уровня доверия населения и бизнеса к органам власти. Поэтому, как и прежде, в работе органов прокуратуры приоритетом является защита прав предпринимателей от незаконного вмешательства в их деятельность контрольно-надзорных органов, что было также отмечено главой государства.
В ходе обсуждения второго вопроса повестки дня на заседании отмечалось, что одним из приоритетных направлений реализации правовой политики государства обозначена дальнейшая гуманизация уголовной политики, предусматривающая расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы. За девять месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом численность подучетных в уголовно-исполнительных инспекциях увеличилась на 5 тыс. и составила свыше 21 тыс. человек. В будущем году, с введением в действие нового уголовного законодательства, круг лиц, подпадающих под пробационный контроль, многократно возрастет. Исходя из этого, эффективная профилактика повторных преступлений среди этой категории осужденных является важной задачей обеспечения общественной безопасности.
Вместе с тем, проведенный Генеральной прокуратурой анализ деятельности уполномоченных органов в этой сфере выявил системные проблемы и недоработки, создающие условия для роста рецидива.
Как показала проверка, сложившееся положение стало следствием слабой организации профилактической работы на местах, формального контроля за подучетными, несвоевременного принятия мер к нарушителям порядка отбывания наказаний, несогласованности действий уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, а также несовершенства действующего законодательства.
Так, в 2013 году количество повторных преступлений, совершенных осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, возросло на 63% - с 456 до 744. Наибольший их рост зарегистрирован в Алматы, Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях.
С начала нынешнего года осужденными этой категории совершено 463 преступления.
Как правило, чаще всего повторные преступления совершаются осужденными к ограничению свободы. Отсутствие надлежащего контроля за подучетными позволяет им без разрешения инспекций беспрепятственно перемещаться по стране и свободно выезжать за границу. К примеру, в одной только Жамбылской области за прошлый год было выявлено 324 факта пересечения подучетными государственной границы. В Карагандинской области 46 осужденных без уведомления УИИ неоднократно выезжали в ОАЭ, Турцию, КНР и страны СНГ.
Генеральный Прокурор потребовал от уполномоченных органов обеспечить надлежащее межведомственное взаимодействие, разработать действенные правовые и практические меры, направленные на устранение выявленных недостатков и совершенствование системы предупреждения рецидивной преступности.
В частности, Министерству внутренних дел рекомендовано разработать ведомственную нормативную базу, регламентирующую надлежащий контроль за поведением осужденных, неукоснительное соблюдение наложенных на них ограничений и запретов.
В системе предупреждения противоправного поведения среди осужденных доминирующими обозначены меры по устранению социально-правовых условий, создающих предпосылки для возвращения на преступный путь. В этой связи, признано необходимым укомплектовать службы пробации квалифицированными психологами и социальными педагогами в целях коррекции поведения подучетных и выявления лиц, наиболее склонных к совершению рецидива.
Перед местными исполнительными органами поставлена задача надлежащей организации общественных работ, увеличения квот рабочих мест для осужденных, а также оказания необходимой социально-правовой помощи подучетным, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Прокурорам на местах поручено усилить надзор за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, эффективностью их взаимодействия с государственными органами в рамках предупреждения рецидивной преступности.