Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Аудитор
Как решить проблему самозанятых в Казахстане?

Самостоятельно занятые лица по статданным составляют у нас в стране более 2,6 млн человек трудоспособного населения. При этом 71,2 процента самозанятых приходится на сельскую местность. 

Кто такие самозанятые? Иждивенцы? Но государство не выплачивает им социальное пособие. 

По моему мнению самозанятые – это люди, самостоятельно решившие свои проблемы, они сами себя заняли и научились выживать. И государству долгое время не было никакого дела до них. Сейчас подавляющее число самозанятых не платит налогов, не отчисляет накопления в пенсионные фонды. И госорганы, по всей видимости, больше озабочены именно этим фактом и поэтому важной государственной задачей становится вопрос создания условий для вывода самозанятых в легальную рыночную сферу. Но смогут ли вывести в легальную сферу всех самозанятых? 

Возникшую проблему самостоятельного занятого населения следует искать не их самих, а в экономической политике страны.

 Как всем известно, что в Советском Союзе официально не было безработных и распад СССР поставил перед Казахстаном, как бывшей республикой Союзного государства, вопрос выбора направлений и форм своего уже самостоятельного развития. Это в первую очередь относилось к его социально-политическому строю и экономическому курсу.

Не случайно, что большой процент самозанятых составляют сельские жители и поэтому я в своей работе хочу раскрыть причины возникновения самозанятых в селе и попытаюсь поделиться своим суждением как решить их проблему.  

В 1990-е годы в Казахстане началось реформирование агропромышленного комплекса, под которой понималось изменение отношений собственности на землю, устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы. Происходила приватизация государственной земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов. Вместо того, чтобы преобразовать колхозы и совхозы в крупные аграрные акционерные общества, их начали дробить до мелких крестьянских фермерских хозяйств. Главными критериями успеха реформ оказались скорость и количество, чиновники регионов рапортовали о росте крестьянских хозяйств как о главном показателе реформ.

В результате проведенной неудачной реформы практически прекратился приток капитала в сельскую экономику, сократились объемы производства, сельское хозяйство превратился в мелкотоварное производство, резко упал жизненный уровень сельского населения, появилось безработица, подавляющее большинство сельских жителей жили в нищете, более 80% имели доходы ниже прожиточного минимума, усилилась социальная напряженность на селе. В этих условиях произошло разрушение социальных гарантии со стороны государства и выживание человека стало задачей самого себя. Началась массовая миграции сельского населения в города и с карты Казахстана постепенно начали исчезать поселки и села.

И только в 2002 году государство повернуло лицом к селу, период с 2003 по 2005 годы посвятило возрождению аула. Правительство, начиная с этого периода по настоящее время, приняло ряд программ для развития АПК и села. Но на мой взгляд эти программы не дали ощутимых результатов, от исполнения этих программ количество самозанятых существенно не сократилось. 

И поэтому я предлагаю свой путь решения данной проблемы – это принятие государственной программы по индустриализация села и восстановление государством системы заготовок выпущенной продукции, и дальнейшая продажа их под единым брендом. 

Для обоснования предлагаю следующие доводы: 
1) Вспомните в недалеком прошлом программу освоения целины (1954 год). После второй мировой войны естественный прирост населения резко начало расти, плюс к этому добавились репрессированные заключенные, возвратившееся с мест лишения свободы после смерти Сталина. Их всех надо было как-то трудоустраивать. И это был одной из причин принятия даже по современным космическим меркам грандиозного проекта, освоение целинных земель. Советский народ в конечном итоге своим колоссальным трудом осуществил эту программу, в результате которого Казахстан за короткий срок превратился в одну из крупнейших экспортеров зерна, а сколько людей трудоустроились.
2) Казахстан - аграрное государство и, по моему суждению, никогда не станет мировым лидером по машиностроению, а в сельском хозяйстве у него есть потенциал, например, по экспорту экологически чистого мяса животных и птицы, молочной продукции, муки, пшеницы, хлопка, плодоовощных культур и т.д..
3) Опыт Китая. Китай, применяя двухколейный подход: сохраняя плановую экономику и применяя рыночный механизм закупа продукции провели индустриализацию села, которая последующем стал двигателем китайской экономики превратив страну мирового лидера экспортера.  
4) Преимущество применения системы заготовок. Государство, оказывая помощь сельхозтоваропроизводителям, предоставляет различные виды субсидии. Многие виды субсидий выдаются пока крестьянин еще не собрал урожай. По моему суждению, субсидии надо предоставлять только тем хозяйствам, которые сдали продукцию государству, и то, только на сданную конечную продукцию и в зависимости от качества. Например, при рыночной стоимости мяса 1000 тенге, государство в качестве дотации у крестьянина должен купить чуть дороже, чем рыночная стоимость, скажем 1100 тенге за кг. Разница 100 тенге и будет являться дотацией и стимулом. При таком стимулированном подходе государство не дожидаясь 2016 года может заготовить 50000 тонн мяса на экспорт у частного подворья.

С чего надо начинать индустриализацию села и что она даст? 
1) На начальном этапе надо запустить систему заготовок. Заготавливая различные виды сельхозпродукции можно определить, население какого региона способно выпускать ту или иную сельхозпродукцию. Для заготовок, нужно создать при акимате сельского округа или района сельский потребительский кооператив (СПК) с участием государства. А членами данного кооператива пригласить всех желающих и заинтересованных лиц, которые готовы сотрудничать с государством. Это одновременно даст толчок по укрупнению мелкотоварного производства.
2) Провести инвентаризацию имеющегося в наличии перерабатывающих производств с целью определения их месторасположения, функционирования, производственной мощности, технического состояния, обеспеченностью сырья, достаточности оборотных средств, товарного знака и.т.д.
3) Определить единого координатора (оператора) между СПК и перерабатывающими производствами. Для этого подходит Казагромаркетинг, который должен проводить политику продвижения произведенных товаров на рынок под определенным брендом.
4) Если в определенном регионе нет перерабатывающего производства, то нужно создавать акционерные общества с участием государства и местными жителями, КФХ и начинать строительство перерабатывающих предприятий, финансирование их за счет государства на возвратной основе. Надо строить не только перерабатывающие заводы, но и другие объекты, например, такие как: молочно-товарные фермы, откормочные комплексы, птицефабрики, свинокомплексы, комбикормовые цеха, тепличные комплексы, которые будет являться локомотивом роста экономики и для мелких КФХ. 
5) Необходимо изменить систему кредитования. В нынешней ситуации без ликвидного залога у крестьян нет шансов получить кредит. А надо применить без залоговую систему кредитования. Залог надо создавать при финансировании проекта, то есть на руки крестьянам не давать деньги, а надо оплачивать аккредитованным поставщикам или подрядчикам, которые обязались построить объект инвестиции. И после завершения строительства объекта - поставить в залог. 
6) А самый лучший способ — это объявить конкурс на должность Акима района и назначить того лица, который предоставит и защитит свою программу по индустриализации региона. Изыскать возможность профинансировать его проект.

Индустриализация села:
откроет новые рабочие места - это приведет к сокращению числа безработных и самозанятых; 
оживит строительные компании, машиностроительные заводы по выпуску сельскохозяйственного оборудования и техники;
обеспечит продовольственную безопасность страны;
появление конкурентоспособного экспортного товара.
Применение системы заготовок сельскохозяйственной продукции путем создания СПК:
даст толчок к возможности укрупнить сельхозформирования;
появится возможность легализовать самозанятых в сельской местности. То есть при проведении расчетов за сданную продукцию, СПК будет выступать как налоговый агент и удержит налог у источника выплаты и пенсионные отчисления;
стимулирует увеличение продукции в личных подсобных хозяйствах и у мелких товарных сельхозпроизводителей. У сельчан не будет голова болеть куда сдать продукцию. 

Следите за новостями zakon.kz в: