Вопрос с введением платных дорог в стране обсуждается уже достаточно давно. С каждым годом мы все ближе и ближе приближаемся к системе платного проезда. В прошлом году эта система была внедрена для дороги Астана-Щучинск. И сейчас строятся дороги, которые будут платными. Не все автолюбители позитивно на это смотрят. В ответ на слова чиновников о том, что эти дороги будут высшего качества, безопаснее, любой водитель может сказать, что он налогоплательщик и государство итак должно обеспечивать на дорогах безопасность и соответствующие условия. И дороги не могут быть платными.
Как отметил на вебинаре ИС "Параграф" юрист Михаил Кленчин, это достаточно тонкая тема. У нас есть закон "Об автомобильных дорогах", который регулирует возможность отнесения дорог к платным. И этот вопрос нужно рассматривать не с точки зрения одного конкретного лица, здесь нужно смотреть на интересы общества и государства в целом.
- Но сейчас нужно понимать, что платные дороги будут и более того, как изначально планировалось, что платная дорога будет лишь при наличии альтернативной дороги - такого в законе нет. Есть норма, что в случае принятия решения сделать дорогу платной, предоставляются лишь сведения о том, имеются ли альтернативные дороги, сколько и где. Но нигде в законодательстве нет преграды сделать дорогу платной, даже если ей не будет альтернативы, - отмечает юрист.
То есть, в законе "Об автомобильных дорогах" не прописано обязательное наличие бесплатной альтернативы платной дороге. И уже сейчас понятно, что не каждой платной дороге будет замена. В начале ноября сообщалось о том, что платные дороги Астана-Павлодар, Шымкент-Кызылорда и Астана-Атбасар будут безальтернативными.
Вместе с этой темой Михаил Кленчин ответил на вопрос о законности платных парковок вдоль обочин дорог. Мы знаем, что пилотный проект был запущен и в некоторых местах установили паркоматы. Насколько это законно?
- Да, это законно, - отвечает юрист.
На вопрос предусмотрена ли ответственность, если человек воспользовался такой парковкой, но не оплатил, г-н Кленчин ответил следующее:
- Прямой административной ответственности за это не предусмотрено... Если человек решает воспользоваться платной парковкой, он фактически заключает некий гражданско-правовой договор, по которому он обязуется оплатить за стоянку. И если он не оплачивает, административной ответственности за это пока нет, но есть возможность у компании, которая выкупила право аренды у государства на эти парковочные места, подать в суд и взыскать эти деньги.
При этом был сделан акцент на то, что по нашему Земельному кодексу предусмотрено, что обустройство платных парковок вдоль обочин дорог общего пользования возможно только лишь в столице и в Алматы. В других городах обустройство таких парковок не допускается вообще. Мы можем говорить лишь об отдельно выделенных паркингах, но не вдоль дорог.