Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
Во многих творческих исследовании участников конкурса «Как решить проблему самозанятых в Казахстане» мною были замечены идеи, которые уже реализованы имеющиеся программы нашим государством, которые многие участники конкурса предлагают. В этом можно убедиться согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 816 «Об утверждении Правил организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости» данные правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» и от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» и определяют порядок оказания государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим во втором направлении Дорожной карты занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 (далее – Программа).
Меры государственной поддержи, направленные на содействие развитию предпринимательства реализуются следующими путями:
1) направления на бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи, содействие в разработке бизнес-плана;
2) предоставления микрокредитов и миникредитов (далее – миникредиты);
3) предоставления сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
4) развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства за исключением лиц, получивших миникредиты.
Участниками Программы государственной поддержки развития предпринимательства являются – граждане Республики Казахстан из числа безработного, частично занятого, малообеспеченного, самостоятельно занятого населения, а также оралманы и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой.
В стране существуют организации предоставляющие комплекс услуг такие, как консультационные, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, услуги по сопровождению проекта и другие виды услуг по поддержке предпринимательства на бесплатной основе в данные организации и получения услуг направляет сам Центр занятости населения Республики Казахстан по письменному заявлению и пакет документов от участников программы.
Я считаю, многие не знают о существовании обучающихся организации тому доказательство и подтверждения того, что многие участники конкурса сами не знают о существовании таких программ и предлагают те идеи, которые уже разработаны Правительством Республики Казахстан. А также касается и участников государственной программы поддержки развития предпринимательства, а именно граждан Республики Казахстан из числа безработного, частично занятого, малообеспеченного, самостоятельно занятого населения, а также оралманы и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой.
В этой связи хочу предложить, чтобы издавались ежемесячно или ежеквартально и ежегодно с изменениями «Журналы Дорожная Карта занятости 2020» такие мероприятия необходимо проводить и информировать граждан они в дальнейшем принесут результаты. Журналы нужно раздавать бесплатно во всех киосках, журналах точках, супермаркетах, а также транслировать ежедневно на теле и радиоканалах государственную программу по поддержке предпринимательства.
Анализ текущей ситуации в сравнении с 2001 годом численность занятого населения увеличилась с 6 698,8 тыс. человек до 8 507,2 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % до 5,3 % на конец 2012 года.
Несмотря на принимаемые меры, в стране:
1) 474,8 тыс. безработных, из которых большинство лиц в возрасте до 34 лет;
2) около 1,1 млн. самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий);
3) 2,8 млн. занятых не охвачены накопительной пенсионной системой, и не участвуют в системе социального страхования;
4) проблема дефицита рабочих мест имеет особую остроту в сельской местности. Это связано с: сезонным характером работ и узкой производственной базой; неразвитостью транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры; отдаленностью от рынков сбыта; низкой квалификацией населения, проживающего на селе; малодоступностью финансовых услуг (банки второго уровня, на селе не представлены).
Мы знаем, что основная масса накопления самозанятых граждан также являются те же самые выпускники, которые после окончания процесса обучения многие работают не по специальности, а грубо говоря, где попало. В таких случаях государством предусмотрено обучение и содействие в трудоустройстве. В стране действует направление на молодежную практику и социальные рабочие места.
Субсидирование заработной платы участникам молодежной практики из числа выпускников в течение трех лет после завершения обучения осуществляется не более 6 месяцев. Размер субсидии в месяц составляет 18 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг), без учета выплат по экологическим надбавкам.
Сумма заработной платы по молодежной практики составляет на данный год 33336 тысяч тенге с учетом налогов, социальных отчислений, сумму составляет примерно 24000 тысяч тенге ведь многие выпускники не готовы работать на такую зарплату и они уходят в теневую деятельность и тем самым пополняют ряды самозанытых и безработных граждан.
На мой взгляд нужно увеличить размер субсидии в 30 кратном МРП, что составит 55560 тысяч тенге данная сумма покроет те затраты, которые ожидают сами выпускники и в дальнейшем они после прохождения молодежной практики могут устроиться в организации, где проходили практику и тем самым государство сможет избавиться от нелегальной самозанятости.
Напомню: в своей работе мною были предложены несколько вариантов борьбы с самозанятыми, а именно о необходимости принять закон «О самозанятых граждан».
Также разработать точную модель налогообложения для каждой категории самозанытых с минимальными ставками налогообложения и конечно главное с обязательным прокручиванием денежных средств по своему усмотрению государству, но на условиях возвратности или же с последующим пенсионным отчислением.
Далее также мною было предложено разработать патент в наше время необходимо тем более в условиях рыночной экономики для борьбы с самозанятыми гражданами.