Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
В законах Республики Казахстан отсутствует определение понятия «самозанятый». Фактически к самозанятым в Республике Казахстан могут быть отнесены все лица, которые занимаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан предпринимательством.
Считаю, что успешность реализации лицом своей идеи открыть собственное дело во многом зависит от законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства и налогообложения.
Необходимость периодически сдавать отчеты и декларации в государственные органы при осуществлении им личного предпринимательства и небольшом обороте денег в бизнесе, зачастую становятся основанием для отказа от идеи открытия своего дела.
Так, не каждый самозанятый обладает познаниями в налоговом законодательстве Республики Казахстан и не может правильно и грамотно составить отчеты и декларации, в связи с чем ему, чтобы избежать штрафов, будет необходимо периодически привлекать за плату специалистов в этой области или содержать в штате квалифицированного бухгалтера.
В настоящее время, наиболее удобным, по моему мнению, для самозанятых является отношения с налоговыми органами государства на основании патента, так как исполнив один раз в год свои обязательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, в дальнейшем он, не отвлекаясь, будет заниматься своим бизнесом.
Большой потенциал в нашей стране с высоким уровнем образованности населения имеет бизнес по оказанию различных консультационных услуг, так как открытие такого дела требует минимальных затрат. Однако в силу подпунктов 8,9,11 пункта 4 статьи 428 Налогового Кодекса Республики Казахстан субъекты малого бизнеса, оказывающие консультационные услуги, деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, осуществляющие деятельность в области права, юстиции и правосудия лишены права работать по специальному налоговому режиму на основе патента.
Наибольшую актуальность проблема самозанятых имеет в сельской местности, так как выбор сферы деятельности там зачастую ограничен. Одним из решений увеличения количества самозанятых и развития предпринимательства на селе считаю совершенствование Закона Республики Казахстан «О крестьянском хозяйстве или фермерском хозяйстве» (далее Закон о крестьянском хозяйстве).
Так, в настоящее время в вышеуказанном законе предусмотрено ведение бизнеса в крестьянском хозяйстве супругами и близкими родственниками, в связи с чем войти в состав действующего крестьянского хозяйства человеку, который не является близким родственником главы крестьянского хозяйства, юридически невозможно.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности крестьянских или фермерских хозяйств» № 420-IV ЗРК от 24 марта 2011 года в пункте 1 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве в части первой слова «семейно-трудовое» заменена словом «трудовое», однако в пункте 3 статьи 1 Закона о крестьянском хозяйстве оставлено положение, что предпринимательская деятельность в крестьянском хозяйстве выступает в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности.
Принимая во внимание, что в настоящее время ведение крупного крестьянского хозяйства требует значительных финансовых затрат, то его ведение в форме семейного предпринимательства не способствует развитию самого крестьянского хозяйства, так как при наличии больших посевных площадей, члены одной семьи не всегда способны инвестировать в крестьянское хозяйство без чьей-либо помощи со стороны.
В России же вопрос о включении в состав крестьянского хозяйства лиц, не являющихся родственниками главы крестьянского хозяйства решен в подпункте 2 пункта 2 статьи 3 федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где указано, что членами фермерского хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. При этом максимальное же количество таких граждан не может превышать пять человек.
Можно решить эту проблему путем преобразования по законодательству РК крестьянского хозяйства в ТОО, однако при этом будет потеряны многие преимущества предоставленные государством именно для крестьянского хозяйства.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что было бы целесообразно внести изменения в Закон о крестьянском хозяйстве, исключив из него понятие крестьянского хозяйства, а также разделение ведения фермерского хозяйства в форме личного предпринимательства и в форме простого товарищества.
В случае принятия таких изменений, фермерское хозяйство могло бы в ходе осуществления хозяйственной деятельности, избирать те формы ведения бизнеса, которые ему необходимы, с уведомлением о происшедших изменениях только налоговые органы.
По моему мнению, не способствует увеличению количества самозанятых и условия кредитования сельских жителей, желающих заняться племенным животноводством.
Так, для получения в финансовый лизинг сельскохозяйственных животных (племенной крупный рогатый скот) требуется софинансирование не менее 15 % от стоимости предмета лизинга, а также обеспечение в виде залога зданий (помещений) для содержания КРС, вместе с земельным участком, на котором располагаются здания (помещения), а также земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга.
Учитывая, что не у каждого желающего заняться разведением племенного крупного рогатого скота на селе имеются денежные средства для внесения и минимального процента софинасирования, а также обеспечение в виде залога, то значительного увеличения количества самозанятых на селе без принятия мер по облегчению условий их кредитования, по моему мнению, не будет.
Решением данного вопроса было бы внесение в законодательство РК положений о предоставлении акиматами сельских районов в упрощенном порядке, лицам желающим заниматься племенным животноводством земельных участков, предназначенных для пастбищных угодий на весь срок действия заключаемого договора финансового лизинга, которые в дальнейшем были бы предпринимателями представлены в лизинговую компанию в качестве залога, без внесения суммы софинансирования, предусмотрев процедуры страхования передаваемого племенного скота, для исключения причинения возможных убытков лизингодателю.