Как решить проблему самозанятых в Казахстане?
Дуальная система обучения – самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ. Более 60% германской молодежи (от 15-19 лет) выбирают траекторию дуального обучения. И приобретают одну из 350 официально признанных государством учебных профессий. В дуальном обучении участвуют 480 тыс. частных компаний (около 23% всех компаний Германии).
Германская молодежь знает, что получить хорошее образование сейчас, это еще не значит, что они поймут, как его применить на практике.
Схема финансирования системы дуального образования: финансирование программ подготовки кадров частными компаниями и региональными органами власти (80% на 20%).
Общие расходы на профессиональное образование в год составляют 30 млрд. евро, 80% из них вкладывает бизнес. (Статистика Германии по состоянию на 2013 год)
Механизм совместного сотрудничества колледжей и предприятий в Германии:
- заключение трехстороннего договора (предприятие-ученик-профтехшкола);
- 70-80% практическая часть обучения;
- основные затраты обучению возложены на предприятие.
Четыре традиционные модели сотрудничества предприятий и колледжа в Германии:
1) «Главное предприятие и предприятия-партнеры» главное предприятие в целом ответственно за обучение, однако частично обучение проходит на различных предприятиях-партнерах;
2) «Заказная проф.подготовка»: некоторые периоды обучения проходят за пределами основного предприятия, где есть учебная мастерская, на основе конкретного заказа и на условиях возмещения расходов;
3) «Учебный консорциум»: несколько малых и средних заключают договор о сотрудничестве; работают вместе на равных условиях и проводят обучение своих практикантов независимо друг от друга;
4) «Учебная ассоциация»: отдельные предприятия учреждают занимаются решением организационных вопросов, основные предприятия занимаются обучением практикантов.
Каждая образовательная программа в рамках дуальной системы является сетевой, в ее реализации участвуют предприятие (одно или несколько), профессиональная школа, Центр компетенций.
Как же обстоят дела у нас в Казахстане?
Карта колледжей Казахстана на сегодня:
- 449 государственных колледжей;
- 341 частных колледжей.
Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой и без организованной практики.
Согласно рекомендации Департамента технического и профессионального образования МОН РК 25 колледжам присвоены статус «экспериментальных площадок» по внедрению дуальной системы обучения.
Заключено 25 776 соглашений колледжей с предприятиями.
Проводится совместная разработка учебных программ, удовлетворяющих потребности каждой из сторон (предприятие и колледж) – это своего рода сборка лего-образования.
Из 35 компаний, входящих в Совет иностранных инвесторов, в системе дуального обучения участвуют лишь 7. Это Марсель-Петролеум, Брест-сервис, Өрлей Бұрғылау КазМунайГаз, ГМК «Казахалтын», Корпорация Казахмыс, ERSAY и Борусан Макина.
Проблемы, существующих колледжей:
Первое. Не всегда предложения успевают за спросом – то есть выпущенные студенты не отвечают требованиям предприятий сегодня.
Второе. Большую часть времени обучения занимают предметы общего характера, которые зачастую на производстве не находят своего «места».
Третье. Вопрос состояния самого колледжа и/или устаревания оборудования, отвечающим последним требованиям предприятий.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГЧП или Какие возможности для развития дуального обучения предлагает ГЧП сегодня?
И так вкратце предлагаемый механизм:
Первое, Управление образования выступает инициатором и организатором конкурса по передачи колледжа;
Второе, заключение 3-х стороннего договора с последующим проведением реконструкции или без нее;
Третье, подготовка технических кадров (потребность в подготовке технических кадров по состоянию на 2013 год составила по специальности «Станочник широкого профиля» 65 человек и по специальности «Слесарь-ремонтник» 22 человека – источник Агентство статистики РК);
Четвертое и самое главное, поддержка со стороны государства (гарантия спроса, вознаграждение за управление объектом, возмещение инвестиционных затрат).
Заключение контрактов:
- договор, предусматривающий передачу колледжа частнику с реконструкцией или без нее;
- договор, предусматривающий совместную деятельность колледжа и частника.
Преимущества для колледжа:
- реконструкция здания;
- переоснащение новым оборудованием мастерских школ;
- возможность обучения студентов в соответствии с требованиями работодателей.
Частный сектор получает возможность готовить кадры для себя, а также получить поддержку со стороны государства.
А государство получает возможность ускоренной реализации проекта, ну и конечно снижение нагрузки на государственный бюджет.
Подводя итоги необходимо отметить, что используя механизм ГЧП можно решить не только проблему самого колледжа в реконструкции и/или оснащении необходимым оборудованием, но также дать возможность производственным компаниями совместно с колледжами выпускать необходимых и востребованных для рынка и компании специалистов, тем самым решая вопрос не только безработицы, но многих людей, которые «самозаняты».