Проблема самозанятых в Казахстане
Со времен развала СССР и обретением независимости, Казахстаном был выбран курс на проведения экономических реформ и развития рыночных отношений. Одной из главной целью экономической реформы является увеличение доходов населения путем создание экономической активности и занятности населения. С учетом поставленной цели Министерством социального развития и труда была разработана Программа «Дорожная карта занятности 2020» (далее - Программа) .
Одной из главной задачей Программы является вовлечение в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых граждан занимающихся непродуктивным трудов с увеличением их количества до 64,5% к 2016 году. [1]
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство РК) по состоянию на 2013 года численность неформально самозанятых граждан составляет 2,6 млн. человек, подавляющее большинство которых заняты в сельском хозяйстве (1,4 млн. человек.) [2]
Как видно из приведенной статистики доля неформально самозанятых чрезмерно велика, что в свою очередь, является негативным социальным явлением в обществе, так как порождается социальную незащищенность данной категории лиц, которая в свою очередь, в дальнейшем ляжет тяжелым бременем как для государства так и для в общества в целом. ввиду экономической и политической нестабильности в мире
Проблему неформально самозанятых большинства ученых и политиков, связывают прежде всего с такими экономическими и политическими явлениями как отсутствие законодательного регулирования и достоверного статистического учета занятости, финансовые издержки официального ведения бизнеса, административными преградами официального ведения бизнеса, отсутствие необходимой и надлежащей финансовой и информационно-правовой поддержки со стороны государства.
Вышеуказанные причины неформальной занятости в РК очевидны и вполне объяснимы, так как в целях экономии денежных средств, душевных сил и времени, гражданину будет целесообразнее и рациональнее работать в «тени» и получать за это вознаграждение пропорционально результату своего труда.
Рассматривая пути разрешения проблемы в широком смысле, можно быть солидарным с Зудиной А.А, по мнению которой, институциональная незрелость государства, а именно отсутствие качественного государственного управления и доверия институтам государственной власти является главной и основной неформальной самозанятости. В частности, принятия таких мер как снижение уровня коррупции, создание честной судебной системы и эффективность правоохранительных органов, положительным образом поспособствует росту предпринимательской активности. [3]
В решении проблем неформально самозанятых в более детальном виде, прежде всего, необходимо обратить внимание неформальную самозанятость в сельском хозяйстве, так как большинство неформально занятых приходится именно на эту категорию. (1,4 млн. человек.)
С учетом этого, особый акцент Программы делается на содействие в организации и расширении собственного дела в сельской местности.
Так, основным механизмом в разрешении проблемы неформальной самозанятости в сельской местности является микрокредитование бизнес-проектов потенциальных предпринимателей.
Несомненно, данные меры поддержки являются крайне привлекательным для будущих бизнесменов, однако тут нельзя не согласится взглядами Джумабаева С.К., считающий выдачу ссуд неэффективным мерами ввиду их невыгодности для самих предпринимателей, ненадлежащего механизма микрокредитования и законодательного урегулирования данного института. По его мнению, следует брать во внимание международный опыт экономически развитых стран таких как Великобритания, Франция, Германии и США так как данные страны, выдают начинающим бизнесменам дотацию за место кредита как в Казахстане. [4]
По мнению Петрова Н.Ю, важной проблемой малых форм хозяйствования в селе является неразвитость кооперативного движения как фактора развития мелкотоварного производства. Решение указанных проблем возможно на основе формирования единой институциональной основы развития мелкотоварных и нетоварных хозяйств. В частности, им предлагается внедрение агроресурсной кооперативной сети. Под которой следует понимать вертикально интегрированная сельскохозяйственная потребительская кооперация, оказывающая участникам хозяйственного оборота услуги комплексного сетевого управления ресурсами - ресурсного администрирования. Ядро агроресурсной кооперации – региональные организации потребкооперации и сельские домохозяйства, в интересах которых реализуется главная социально-экономическая задача – содействие повышению уровня жизни сельского населения [5]
Подводя итоги моего исследования, мои предложения по решению проблем неформальной самозанятости будут заключаться в следующем:
1. В разработке механизма выдачи дотации, за место микрокредитов. Так как в большой части они являются более привлекательными в финансовом плане, которая в свою очередь, поспособствует официальной регистрации перспективных предпринимателей. Дабы реализовался метод «пряника-кнута» в нашем случае «пряника»
2. В решении проблемы неформальная самозанятости в сельском хозяйстве видится мною в создании кооперативного движения, на примера агроресурсной сети.
3. Говоря о решении проблем неформально занятых в целом в стране, следует говорить об итогах исследований зарубежных ученых. А именно развитие государственной институциональности. В частности, снижение уровня коррупции, создание честной судебной системы и эффективность правоохранительных органов.
4. Кроме всего этого, важно не забывать об информационно – правовой работе по формированию правовой культуры граждан, в нашем случае необходимости преимуществ официального ведения дела.
Источники:
1. Программа «Дорожная карта занятости – 2020»
2. Официальная статистика Агентства РК по статистике
3. В.Е Гимпальсона «В тени регулирования. Неформальность на российском рынке труда» г. Москва, 2014 г.
4. С.К. Джумамбаев «Проблемы самозанятости в Казахстане» еженедельник «Деловая неделя», №26, 15 июля 2011 г.
5. Н.Ю. Петров «Кооперация как фактор развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства» научный журнал «Известия» № 2 (34) г. Астраханская обл., 2014 г.