28 ноября этого года Президентом подписан Закон о списании пени и штрафов по налогам, который вступает в силу с января 2015 года. Управляющий партнер Казахстанской лиги юристов, адвокат Жангельды Сулейманов, считает, что следует вообще исключить пеню из налогового законодательства, сообщает Zakon.kz
"Согласно ст. 35 Конституции Казахстана «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.». Как мы видим, Конституция обязывает уплачивать только налоги и обязательные платежи, к которым пеня не относятся, а значит и уплата пени по налогам противоречит Конституции.
В Налоговом кодексе пеня указана, как один из способов обеспечения уплаты налогов. Но по сути, это не обеспечительная мера, а штрафная санкция или наказание за просрочку уплаты налога. Такая ошибочная оценка пени как обеспечения, только лишь подтверждает неконституционность пени. К тому же, Налоговый кодекс предусматривает иные способы обеспечения, которые и без пени, являются очень эффективными, такие как «арест«банковских счетов и имущества", - отмечает юрист.
По его словам, как правило, налогоплательщик не может своевременно уплатить налог не по своей воле, а из-за отсутствия денежных средств, причиной чего могут быть обстоятельства, не зависящие от налогоплательщика, такие как нехватка оборотных средств, задолженности покупателей, отсутствие спроса на товары, работы, услуги и другие причины. "Думаем, в таких случаях, отсутствует вина налогоплательщика в просрочке уплаты, что исключает какие-либо санкции, но, несмотря на это, налогоплательщику начисляют огромные пени, что является несправедливым подходом", - считает Ж.Сулейманов.
Он также отмечает, что пеня более является элементом гражданско-правовых отношений и регулируется как обычно, договором. Во многих случаях, пеня в договорах вообще не указывается. Налоговый кодекс установил чрезмерно высокую пеню, равную 2.5 кратной ставке рефинансирования Нацбанка, тогда как Гражданский кодекс предусматривает законную неустойку в размере ставки рефинансирования. Чем вызвано такое неравенство, никто объяснить не может. К тому же, если в гражданских отношениях, пеня часто имеет ограничение, например не более 10% от суммы задолженности, то пеня на налоги не имеет предела начисления и иногда пеня превышает сумму налога.
Особый вред начисление пени приносит в случаях доначисления налогов за прошлые периоды. Например, компании доначислили по результатам налоговой проверки налог в сумме 10 млн. тенге за 2010 год, при этом, также будет начислена пеня примерно 8 млн. тенге, и еще и будет наложен штраф от 3 до 5 млн. тенге. Причиной же доначисления могут быть различные, часто это сложность применения налогового законодательства, за счет постоянных внесений в него изменений.
"Исключение пени будет означать приведение Налогового кодекса в части пени в соответствие с принципами права, а также уменьшит налоговую нагрузку на налогоплательщиков и высвободит часть оборотных средств для развития бизнеса", - заявил юрист.