Казахстанский историк подвергла критике работу отечественных дизайнеров, сообщает телеканал КТК. По мнению Ирины Ерофеевой, модельеры спустя рукава шьют национальную одежду. Под удар критики попали слишком крупные узоры, их простота и несоответствие цвету, а еще остроконечные шапки саукеле. Ученый уверяет: предки казахов носили совсем не такую одежду. Дизайнеры за словом в карман не полезли и на все нападки ответили: мол, на то они и художники, чтобы творить и создавать новое. И только модницы продолжают заказывать и носить все новые и, к слову, совсем не дешевые наряды в этностиле.
Все чаще на свадьбах или просто на вечеринках мы встречаем знакомые этнические мотивы – узоры кошкармас, остроконечные шапки, изделия из войлока. Именно по ним, как правило, у нас и складывается представление о классических национальных нарядах. Но все это попало под шквал критики авторитетного специалиста, хранителя культурного наследия номадов. Ирина Ерофеева уже более полувека изучает казахскую историю.
Ирина Ерофеева, историк:
- Дело в том, что чапаны, которые продаются сейчас - используется слишком укрупненный вариант этого орнамента, который по сути никогда не был на этих костюмах, это было изящнее и мельче. Это просто слепо копируется вариант театральный, который слепо копирует, который делается для кино и театра, для того, чтобы там это было видно крупно.
Дизайнеры мнения уважаемого историка не разделяют. К примеру, Айгуль Жансерикова, которая уже 10 лет создает изделия из войлока, уверена: каждая авторская работа должна быть по-своему оригинальной. И здесь совсем необязательно в точности соблюдать исторические параметры.
Айгуль Жансерикова, дизайнер:
- Дизайнер на то и дизайнер, чтобы выражать свои эмоции, свою фантазию, как-то по-другому, по-новому преподнести тот же наш национальный орнамент.
Но если с орнаментом после долгих споров разобраться всё же удалось – ведь изменить его кардинально просто невозможно – то как быть с цветовой гаммой? Ее, по мнению Ерофеевой, изменили нещадно, нарушив все каноны.
Ирина Ерофеева, историк:
- Типы головных уборов были характерны для правящей аристократии, для элиты, торе или чингизидов, а другой тип головных уборов был характерен, это более мусульманские, и цветовая гамма, соответственно, для представителей святого сословия или кожа. Или для кочевых казахов, в головных уборах которых тоже наблюдались определенные стилевые особенности.
Но у дизайнеров есть что ответить и на этот выпад. Свои творения они объясняют любовью к национальным мотивам в одежде.
Айгуль Жансерикова, дизайнер:
- Вот сейчас одежда в этностиле - это не национальный костюм, она как раз содержит элементы казахского орнамента, очень пикантно, очень красиво, как-то модно, стильно, наша молодежь тоже сейчас носит эту одежду.
Сегодня коллекции казахстанских дизайнеров пользуются популярностью у наших модниц. Например, вот такое платье можно увидеть на невесте во время тоя кыз-узату.
По одному из казахских поверий, девушка, которая выходит замуж, символизируется с улетающей из гнезда родителей птицей. Дизайнер вдохновилась павлином. Рукава – крылья, шлейф подлиннее, по-своему обыграны цвета. Потому что так красивее, уверена модельер. И вот с этим уж точно не поспорить.