Для решения транспортных и экологических проблем Алматы необходимо повысить приоритетность общественного транспорта, считает президент Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (ТОО «НИИ ТК») Мурат Бекмагамбетов, сообщает КазИнформ.
«Алматы по численности населения - самый крупный город страны. В среднем уровень автомобилизации достигает значения 360 единиц на 1000 жителей при доле улично-дорожной сети не более 10% от территории города. Для сравнения, в городах США этот показатель может достигать значения 35%, в Европе - 20-25%. Одна из причин такого положения дел - наследие советской градостроительной политики: города СССР проектировались с прицелом на тотальное использование общественного транспорта и на уровень автомобилизации в 70 машин на 1000 жителей. Но этот показатель в казахстанских городах был превышен уже во второй половине 1990-х годов», - сказал М.Бекмагамбетов.
По его словам, естественная мобильность населения, доступность индивидуальных транспортных средств и низкое качество услуг пассажирского транспорта общего пользования привели к тому, что основная масса перемещений (43%) в городе стала осуществляться с использованием легковых автомобилей. Количество перемещений, осуществляемое на общественном транспорте и пешком, оказались равными и составили по 28%. Около 1% перемещений жители Алматы осуществляют на велосипедах.
«Городская инфраструктура на сегодня неспособна обеспечить беспрепятственное движение транспортных потоков. И обыденным явлением стали дорожные заторы, которые ведут к непродуктивным потерям времени и росту транспортных издержек в экономическом секторе. Так же весьма критично выглядит качество атмосферного воздуха Алматы. При отсутствии сколько-нибудь значимой промышленности основными источниками загрязнения атмосферы являются автотранспорт, предприятия энергетики и частный сектор. В Казахстане официально не ведется учет вредных выбросов от передвижных источников загрязнения, поэтому точных данных о количестве вредных выбросов от автотранспорта нет. Но предварительные расчеты с привлечением методологии EMEP-CORINAIR показывают положительную динамику выбросов вредных веществ от автотранспорта в Алматы», - отметил глава НИИ ТК.
Как отметил М.Бекмагамбетов, для решения транспортных проблем города в первую очередь нужно повысить приоритет общественного транспорта в общем движении. Второе - строительство и реконструкция объектов городской инфраструктуры, развитие улично-дорожной сети, формирование маршрутной сети с привлечением экспертов, с учетом данных натурных обследований и моделирования транспортных потоков. Так же необходимо пересмотреть нормативно-техническое документы, регулирующие процессы развития улично-дорожной сети (УДС). В частности СНИПЫ должны учитывать современные тенденции автомобилизации страны, возможность применения современных технических решений, в частности моделирование транспортных потоков.
«Если говорить о городском пассажирском транспорте, нельзя не упомянуть проблему высокого уровня нелегальных перевозчиков такси. И здесь требуется применить комплексный подход: важно внедрить в Правила дорожного движения нормы, заставляющие извозчиков осуществлять посадку и высадку пассажиров только в специально отведенных местах; организовать такие места посадки и высадки пассажиров такси с учетом результатов обследования и характеристик УДС, размеров пассажиропотоков и прочего. Нужно установить обязательность оснащения такси аппаратурой глобальных навигационных спутниковых систем, усилить контроль за деятельностью таксистов дорожной полицией (проверка патентов, систем ГЛОНАСС/GPS, наличие счетчиков и прочее)», - сказал М.Бекмагамбетов.
По его мнению, также следует пересмотреть концептуальные подходы к совершенствованию и развитию транспортных систем крупных городов РК. Необходимо развитие систем пассажирского транспорта общего пользования, включая внедрение современных систем массового транзита - метро, LRT и BRT (скоростное автобусное сообщение), формирование транспортных коридоров, обеспечивающих быстрые непрерывные связи между центром города и основными системами внешнего транспорта, а также развитие альтернативных способов перемещения по городу, включая велосипедные дорожки и пешеходные зоны.
«Например, НИИ ТК по заказу акимата Алматы разработал технико-экономическое обоснование строительства нового Западного автовокзала - мощного транспортно-пересадочного узла с большой пропускной способностью, обеспечивающего пересадку с международного, междугороднего, пригородного транспорта на скоростной маршрутный общественный транспорт. В инфраструктуру узла включены перехватывающие парковки, гостиница, АЗС, пункты питания и торговли. То есть, выстроена единая система городских, пригородных, междугородних и международных пассажирских автоперевозок. Действовавший до недавнего времени автовокзал «Саяхат» и существующий автовокзал «Сайран» были предназначены для пассажирообмена между городским и пригородными/ междугородными сообщениями. Однако эти предприятия уже давно очутились глубоко в тылу города и притягивают на его территорию большое количество иногородних перевозчиков. Это усложняет и без того тяжелую транспортную ситуацию в Алматы, ухудшает условия дорожной и экологической безопасности. Строительство нового автовокзала «Западный» позволит кардинально решить эту проблему и повысить качество обслуживания массовых пассажирских перевозок», - отметил М.Бекмагамбетов.
«Проектом предусмотрено управление транспортными потоками при помощи интеллектуальных транспортных систем, а также справочно-информационное обеспечение участников перевозок», - добавил президент ТОО «НИИ ТК».