Суд Караганды не установил срок для утверждения тарифа на социально значимые перевозки

Общественница Ирина Фурсова считает, что акимату и автопаркам будет невыгодно тянуть с введением новой оплаты.
Когда карагандинцы будут платить за проезд в автобусах меньше 80 тенге, пока неизвестно. Проблема в том, что экономический суд не установил акимату срок для утверждения социально значимого тарифа. Поэтому защитники прав потребителей намерены снова подать заявление и потребовать дополнительного решения, передает "Новый вестник".

Nv.kz писал о том, что общество по защите прав потребителей выиграло суд против городского акимата. Фактически «Гарант» добился снижения тарифа на проезд в общественном транспорте. Правда, не во всем, а только в автобусах, которые относятся к категории социально значимых маршрутов. Экономический суд обязал акимат Караганды установить тариф на социально значимые перевозки. Он должен быть ниже действующего, то есть меньше 80 тенге.

- Мы с этим решением суда полностью согласны, – говорит представительница общества по защите прав потребителей «Гарант» Ирина Фурсова. – Это большой шаг в укреплении доверия народа к судебной власти. Потому что, обязав чиновников установить социально значимый тариф, суд фактически защитил интересы всех карагандинцев.

Увы, в решении суда не указано, в течение какого времени городской акимат должен утвердить отдельный тариф на социально значимые перевозки. Хотя Ирина Фурсова в ходе процесса просила установить этот срок. Ведь без него чиновники могут заволокитить благое дело, растянув процедуру установления нового тарифа и на год, и на полтора. А к тому времени автопарки снова потребуют от властей повысить стоимость проезда, сославшись на подорожание ГСМ и запчастей. В итоге все усилия защитников прав потребителей пропадут даром.

- Да, суд, к сожалению, не установил срок, – комментирует Ирина Фурсова. – Но я уже посоветовалась с коллегами о том, что в этом случае можно предпринять. Сначала я думала подать апелляцию, сославшись на то, что в решении не установлен срок утверждения нового тарифа. Но мне посоветовали сделать так, чтобы суд вынес дополнительное решение. Есть такая процедура, она прописана в Гражданском кодексе. Наше решение бессрочное, поэтому обратиться в суд за дополнительным мы можем в любое время. Так что в этом ничего страшного нет. Мы подождем!

Ирина имеет в виду, что будет ждать, когда решение экономического суда об установлении социально значимого тарифа вступит в силу. Она уверена, что быстро это не произойдет. Потому что акимат будет подавать апелляционную жалобу в карагандинский областной суд. Поскольку чиновники убеждены, что регулярные и социально значимые пассажирские перевозки – это одно и то же. А значит, устанавливать на них разные тариф не нужно. Судья Индира Куспаева критически отнеслась к этим заявлениям. «В основе доводов представителя акимата имеет место юридически несостоятельная подмена понятий «регулярные перевозки» и «социально значимые перевозки», – сказано в решении. – Это, по мнению суда, ведет к нарушениям прав пассажиров».

- Если в областном суде чиновники будут приводить те ж самые доводы, то это будет глупо с их стороны, – рассуждает общественница. – Потому что к апелляции нужно подготовиться более тщательно. А с другой стороны, какие аргументы они могут привести в свою пользу? Они же уже в суде первой инстанции сказали, что никаких действий по установлению социально значимого тарифа не предпринимали. Потому что не считают, что такой тариф должен быть. Таким образом, они расписались в своей юридической безграмотности. Чиновники подтвердили, что Закон «Об автомобильном транспорте» у нас не исполняется.

Кроме того, власти не видят разницы между льготами и социально значимым тарифом. Чиновники убеждены, что выполнили свои обязательства, разрешив ветеранам и инвалидам ездить бесплатно, а пенсионерам покупать билет за 50 тенге.

- Понимаете, в Законе «Об автомобильном транспорте» четко сказано, что социально значимые перевозки обеспечивают доступный уровень тарифов и возможность свободного передвижения граждан Казахстана по территории республики. В нем не сделан акцент на отдельные категории граждан, о которых говорят чиновники, то есть пенсионеры, инвалиды или студенты. В законе речь идет о том, что социально значимый тариф должен быть установлен для всех, то есть для людей с любым достатком. Тем более что город у нас большой, люди ездят c двумя-тремя пересадками.

Защитники прав потребителей надеются, что областной суд оставит без изменений решение первой инстанции. В этом случае оно сразу же вступит в силу и, как следствие, акимат будет обязан установить социально значимый тариф.

- Чиновники, скорее всего, будут создавать специальную комиссию, – предполагает Ирина Фурсова. – Поэтому мы хотим, чтобы наш представитель вошел в ее состав. Чтобы мы могли отслеживать процесс от начала и до самого конца, когда новый тариф будут согласовывать с депутатами. А если акимат не будет выполнять решение суда, то мы обратимся к частным судебным исполнителям!

Ирина Фурсова считает, что акимату и автопаркам будет невыгодно тянуть с установлением социально значимого тарифа. Поскольку защитники прав потребителей по закону имеют право обратиться в суд и потребовать установить компенсирующий тариф. Основание для этого есть. Ведь больше года карагандинцы, которые ездят в автобусах, платили по завышенной цене. А этот самый компенсирующий тариф будет еще меньше социально значимого, что, естественно, вызовет недовольство крупных перевозчиков.

Елена Ульянкина
Следите за новостями zakon.kz в: