"Я когда-нибудь напишу книгу о своей юности.."
Я жил в районе Алма-Ата-1, это места, которые не очень богаты памятниками старины, архитектурными какими-то излишествами. Рабочие окраины, рядом роща Баума, туда мы периодически ездили кататься на велосипедах, там же рядом у нас стояла школа, футбольное поле там.
Я помню, все свободное время мы проводили во дворе. В этом дворе были всевозможные закутки, какие-то беседочки, и мы в этих сарайчиках все время прятались, пытаясь создать свой собственный маленький мир.
Все молодые люди особенно в юности ранней, пытаются уединиться в закутках, как кошка прячется в дырку, так и прятались.
В нашем дворе мы практически знали каждого. У нас был 2-х этажный дом, одноподъездный, здесь дворик, у нас полисадничек был, вот здесь я выдергиваю сорняки, вот здесь моя соседка, я все вижу.
А еще много занимался спортом, играл на гитаре, у меня не было свободного времени, я ездил на "Локомотив" тренироваться, поэтому у меня все время было загружено и не было возможности гулять по каким-то местам.
Молочные коктейли помню, они стоили 10 копеек тогда, я хорошо помню цены у меня тренированная память шахматиста, цифры, числа хорошо помню, а цены помню наверное оттого, что было бедно. Я помню, я тогда еще маленький был, как очень хотел поменять 10 копеек на 11 в кассе, и у меня никак не получалось, все время получалось 10 менялось на 10, а мне нужно было 11, эскимо стоило.
Потом закончил школу, поступил в КазГУ, 2 года я там дурака валял, во всех питейных заведениях отметился.
Университет все-таки находится в самом центре, и там уже да, конечно, хлебнул городской жизни, она показалась мне настолько притягательной, что я и сейчас пытаюсь ей жить. Я уже не хочу на окраину.
"Интернационален город Алматы.."
Когда пришел из армии, я работал в ресторане, в центре Алматы.
Я тогда еще не писал сам, я играл чужие песни. Мода на песни менялась, я начинал в то время, когда блатной шлейф захлестывал нас, и песни такие одесско-образные были популярны, скажем, "поспели вишни в саду у дяди Вани", "на мясоедовской", плюс сов эстрада, все что выходило, мы горланили. Я однажды посчитал, что могу петь 1100 песен, на разных языках, греческий, английский, 17 песен на казахском. Я, если честно, там в Алмате, говорил по-казахски немного, понимал. Потому что, во-первых, учил в школе казахский язык, во-вторых, музыкант все-таки, я быстрей все это воспринимаю, улавливаю направление разговора. Это мне пригодилось даже здесь, уже в компании московской вворачиваю тюркские словечки, и народ смотрит на меня как на полиглота, и это приятно.
Интернационален город Алма-Ата, вот этот котел, который перемалывал национальности, настолько мы не различали в детстве, я понятия не имел, кто казах, а кто еврей, у нас это даже не учитывалось.
У нас был хороший человек, плохой человек. Хорошо играет в футбол, плохо играет в футбол, симпатичная девчонка, не симпатичная, все, больше ничего не было.
"Я работал электриком.."
У нас был парк небольшой на первой Алмате, я там даже играл. У нас такой был зоо-аттракцион, и мы выступали по 3-4 раза в день в субботу, воскресенье, такая коротенькая программа зоо-цирк и музыкальное сопровождение. У меня с парком вообще связано большое количество всяких приключений. Потом играл в парке 28 панфиловцев.
Я работал электриком в такой серьезной организации, такое большое здание, я обслуживал это здание и когда нам там нечего было делать, мы всегда шли в парк панфиловцев. Там хорошо, приятно и в центре, рядом, соответственно все пивнушки, которые там были, там много было питейных заведений.
А потом когда бросил спорт, лет 16-17, то надо было себя как-то веселить, и мы веселились, конечно, портвейном и всякими сухими винами.
Любимый, именно 12-й и был почему-то любимым. Мимо нас прошли другие сорта, например в России, они и не знают 12-й, у них какие-то 777 были. Но когда им говоришь портвейн 12-й это любимый напиток, они пожимают плечами.
Я же с 7 до 23 лет прожил в Алма-Ате, и поэтому юношеские воспоминания остались, от них никуда не деться, и мало надежды, что все это когда-нибудь в какой-нибудь книжке опишу.
"Когда шел, 2 опахала таких вот разметали листья ..."
Я лет в 13-14, когда понял, что мир делится на 2 части, на женщин и мужчин, до этого я как-то на это внимание не обращал, я понял, что мужчина с гитарой в то время вызывал больше симпатий у женщин, чем мужчина без гитары, и поэтому я учился играть, и уже в 14 лет знал свои 4 аккорда и был заметной фигурой, хотя бы во дворе.
Вообще я всегда пытался построить свою жизнь так, чтобы девушки за мной ухаживали, я никогда не занимался этой как мне казалось, совершенно бесполезной работой. Если я девушке нравлюсь, то что за нее бегать, если не нравлюсь, то это бесполезно. Практический взгляд на жизнь. Если нравлюсь, то она и сама готова без всяких ухаживаний, оказать мне всякие знаки внимания, а когда не нравлюсь.
Одевались мы по моде, то что я не был модным человеком, этого сказать нельзя, я помню несколько моих фотографий, у меня существует, ну очень смешно одет. У нас тоже тогда носили штанишки, как сейчас молодежь носит с открытым пупком, на самом краешке они держались, вот еще чуть-чуть и уже трусы не спрячешь под никакие даже стринги, дико затянутые обтянутые, до последнего, зато здесь колокола, подбитые какими-нибудь медяшками. Когда шел, 2 опахала таких вот разметали листья, метра на 4 наверное, упавшие. Так как жили бедно, то это кроилось общем-то из лоскутков, я помню цветные рубашки, которые затянуты были, вдохнуть невозможно, потому что лопнут, пуговицы сейчас отвалятся, ну т.е. облегает весь костюм, как водолаза.
"Самое алматинское..."
Самое алматинское - это горный воздух, это даже не звук, а тишина. Когда выходишь в горы, забираешься высоко, понимаешь, что весь шум остался снизу, и вот здесь в горах проступают звуки, которые в городе совершенно не слышно. Первый звук- это тишина, пауза, такая - и раз, начинает стрекотать насекомое, и .. тишина.
Алмата пахнет яблоками, это однозначно. Заилийское Алатау, этот апорт огромный. Еще виноградом пахнет Алмата, на даче у нас рос, и я его продавал избытки.
Первое образование я получил, продавая яблоки и виноград.
Арыки журчали до того времени , пока какой-то оболтус из начальников не распорядился вывести всю воду на поля.
И были страшные такие времена несколько лет, когда по арыкам ничего не текло. Стало все засыхать, появилась желтая пыль, стало совершенно невозможно жить.
И все-таки горы, потому что вот эта алматинская картинка, которая наверное не повторяется больше нигде, это город, в котором нельзя заблудиться. Вот в любой другой город приезжаешь, тебя забросят, и даже если ты там уже был несколько раз, но если ты оказываешься в незнакомом тебе месте, ты начинаешь теряться. В Алматы нет незнакомых мест, потому что тут же моментально по горам ты все восстанавливаешь, ты знаешь, где ты находишься.
Ну все, болды! Көп рақмет. Сау болыңыз!
Для справки: автор и исполнитель Юрий Эдуардович Лоза родился 1 февраля 1954 года в Свердловске, когда ему исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату. 2 года учился в Казахском государственном университете (геофак), был призван в армию. После службы в армии поступил в алматинское музучилище, обучение также не завершил.
В 2003 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Работал в ансамблях "Зодчие", "Интеграл" и другие. с 1987 года - сольная карьера. Самая известная песня - "Плот".
Фотографии предоставлены Центральным Государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Фрагмент из документального фильма "Город из детства", "Первый канал "Евразия"