Он уже разработал учебные пособия и даже экспериментирует со студентами. В школах такое нововведение приветствуют: мол, в учебном процессе уделяется мало внимания людям, с которых молодежь и должна брать пример, передает телеканал КТК.
Настоящую ревизию казахстанских деятелей провел шымкентский ученый. Аюбай Куралов за 5 лет изучил биографии тех, кто незаслуженно забыт. Это и технологи, и музыканты, и биологи, и медики. Современные школьники и студенты с первого взгляда узнают звезд эстрады, сетует ученый, а вот тех, кто действительно много сделал для страны, даже не знают. Потому в школах страны необходимо внедрить этноперсонологию или хотя бы факультатив по этому предмету.
Аюбай Куралов, ученый-этнолог:
- Они ничего не знают, по фото не могут узнать. У нас не ведется работа по знакомству с личностями. Из старейших знают только Абая, Чокана, Алтынсарина, а остальных ученых будто не знают. Получается, что после них время будто остановлено.
Школьные учителя с этим согласны, но говорят: время сильно ограничено. За один учебный час особо не разбежишься, поэтому на уроках истории во главе угла – даты и хронология. А вот имена тех, кто творил и совершал открытия, так и остаются малоизвестными.
Елена Новгородцева, учитель гимназии №1 г. Шымкента:
- Для этого нужно учебное время, и это даже не зависит от нас, не зависит от школы. Такие вопросы решаются на уровне Министерства образования. Иногда в школьных программах информации недостаточно, в том числе о личностях ХХ столетия, ХХI. Но это преодолевается написанием дополнительных материалов, внесением изменений в учебники. Потому что учебники по истории Казахстана в целом оставляют желать лучшего.
В школах недостаточно изучают даже Кунаева и Аскарова, а уж современные политики для молодых казахстанцев – люди вообще незнакомые, считает этнограф. Специальный раздел он посвятил именно им. Среди них даже те, кто попался или подозревается в коррупции. Выбрасывать их из летописи Аюбай Куралов не будет. Говорит: несмотря на проступки, они свой след в истории оставили.
Аюбай Куралов, ученый-этнолог:
- Это наша история, поэтому история должна быть целостной. Если какой-то момент, когда они управляли, мы уберем, то история обрывается, поэтому мы не хотим нашу историю обрывать.
На свои наработки шымкентский этнограф уже потратил почти миллион тенге. Больше, говорит, нет, и работу придется остановить. В его пособиях написано уже про 2700 человек, а их в Казахстане гораздо больше, уверен автор.
Автор: Марина Низовкина