В Сирию выезжают не только малообеспеченные молодые люди, но и обеспеченные – эксперты

Трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя верующими. 
В казахстанских реалиях религия способна стать и формой протеста, может, как консолидировать, так и фрагментировать общество. 

Почему молодежь выбирает религию, какую роль играет она в их жизни? Какими установками и критериями руководствуются молодые люди при выборе религиозности или светскости? Какие вызовы и риски таит в себе дилемма выбора для молодежи, общества и страны? Эти и другие вопросы были обсуждены в Алматы на первом в этом году экспертном заседании аналитической группы «Кипр».

Религиозные идеи стремительно эволюционируют, налицо существенные перемены в общественном сознании и массовый рост интереса к религии, и Казахстан не исключение, у нас тоже растет количество верующих всех конфессий. Так, по данным различных соцопросов, свыше 90 процентов населения нашей страны относят себя к той или иной религии. Количество религиозных объединений увеличилось с 671 в 1991 году до 3481 на июнь 2014 года. Показатель религиозности среди молодежи составляет более 75 процентов, то есть трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя верующими. 

По мнению экспертов, молодые люди – благодатная почва для распространения любых идей, они восприимчивы ко всему новому, готовы к изменению ценностных установок, особенно в условиях социально-экономического неравенства, неопределенности и идеологического вакуума. Религия же классически один из основных «духовных наполнителей» такого вакуума, именно поэтому высок риск распространения среди молодежи, в том числе новых деструктивных вероучений и религиозных движений. В казахстанских реалиях религия способна стать и формой протеста, может, как консолидировать, так и фрагментировать общество. 

-  Помню, на одном из круглых столов по миграции молодежи прозвучала мысль, что молодежь у нас  выезжает (за пределы Казахстана – Т.Н.) и это форма  социального протеста, - говорит политолог, эксперт по вопросам религии Гульнара Мухатаева. - Я долгое время занималась деструктивными религиозными течениями, в том числе исламистскими,  и у меня тоже возникла мысль, что сейчас молодежь выезжает, допустим, в зону вооруженных действий, в ту же Сирию, и это своего рода форма  социального протеста. Ерлан (Смайлов, модератор - Т.Н.) говорил, что в Сирию выезжают не только малообеспеченные люди, и я  согласна с ним, что туда  выезжают и обеспеченные люди. Почему  выезжают люди из Западного Казахстана, из Экибастуза? Вербовщики в Сирии очень заинтересованы в обеспеченных людях, им нужны деньги этих казахстанцев. Также в СМИ была информация, что в Сирии находится  молодой человек из Казахстана, который учился в одной из сильнейших школ в Алматы, был образованным, из хорошей, обеспеченной  семьи.

Гульнара Мухатаева считает, что сейчас многие религиозные экстремисты это люди с очень обостренным чувством социальной  справедливости. Возможно, они столкнулись с  какими-то проблемами в семье, с коррупцией на работе и помощь, справедливость видят в  религии. 

В то же время исследования  показывают, что население Казахстана имеет патерналистские настроения, подчеркнула г-жа  Мухатаева.

- Если в  советское время наши родители доверяли государству, веря, что государство решит за них все проблемы, то сейчас люди в религии видят ту  мощную силу, которая будет решать их проблемы. Идеология деструктивных религиозных проповедников такова, что Бог тебе все простит, и убийство, и кражу и обеспечит тебе прекрасную жизнь в раю. Это своего рода  форма  ухода от реальности или поиска некой силы в религии.

- Одна из форм протеста это радикальная религиозность, она становится ответом на  социальную несправедливость, то есть это реакция на нашу реальность, - подытожил модератор Ерлан Смайлов. - Вектор патерналистских  настроений сместился с государства, как показывают соцопросы, люди  много ждут, в том  числе от Бога. Как-то Тимур Козырев (известный политолог, эксперт по вопросам ислама – Т.Н.) сказал интересную вещь, что у нас много  людей верит в  такого комфортного бога, который  все дает, у которого можно все попросить, но при этом как бы не надо отвечать. Результаты одного из соцопросов показали, что на первый  вопрос в анкете: «Являетесь ли вы верующим?», подавляющее большинство - свыше 90 процентов, в том числе 75 процентов молодежи ответили, что относят себя к верующим. А на последний контрольный вопрос анкеты: «Верите ли вы в  страшный суд?», ответили (утвердительно – Т.Н.) в разы меньше людей, поэтому вопрос патернализма, наверное, тоже имеет место быть, заключил Ерлан Смайлов.  

Представляется важным понимание и изучение этих процессов с научной и экспертной, общественной и культурной, государственной точек зрения – пришли к выводу участники экспертного заседания.  Отдельный интерес, по их мнению, представляет изучение позиций атеистов и агностиков как систем мировоззрения, сделавших свой выбор в условиях «встречного» тренда.


Торгын Нурсеитова


Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей Сирия Экибастуз
Следите за новостями zakon.kz в: